Ирина Корчагина
Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети растут в мощном потоке информации, живое общение заменяют современные планшеты, компьютеры, и эта тенденция все время увеличивается, в результате чего развитие связной речи является все более актуальной задачей нашего общества.
Одной из неотъемлемых частей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Связная речь развивается вместе с мышлением постепенно. Первоначально, речь формируется в результате непосредственно-эмоционального общения с взрослыми, закладывая фундамент будущей связной речи. По мере роста ребенка усложняется деятельность, меняются формы общения с близкими людьми. Постепенно круг контактов расширяется, и отдельные монологические слова, фразы, предложения сводятся к диалогической речи. К концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться. В трехлетнем возрасте быстрыми темпами развивается активная речь, обогащается словарный запас, усложняется структура предложений и происходит понимание речи. Понимание речи имеет главное значение в развитии ребенка, являясь первоначальным этапом в развитии функции общения.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь, которая показывает все достигнутые на этом этапе успехи в овладении особенностями родного языка. Общение выступает тем инструментом культуры, который воспитывает, развивает личность и участвует в ее становлении. Формирует мировосприятия и мироощущение, гуманное отношение к окружающему природному, предметному и социальному миру.
В процессе общения происходит налаживание социальных контактов, обмена эмоциями, налаживание практического и речевого взаимодействия. В поисках эффективных средств, для решения комплекса задач я обращаю большое внимание на использование в коррекционной работе разных видов искусств.
Использование традиционных методов и приемов в коррекционной работе недостаточно для развития связной речи. Одним из важнейших условий, способствующих полноценному развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями, является театрализованная деятельность. Эта распространенная форма детского творчества, которая близка и понятна, умеет доставить радость и эмоциональное удовлетворение, способствует развитию творческого потенциала, воображения, фантазии, помогает ребенку формировать и реализовать свое речевое развитие.
Целью моей коррекционной работы является развитие связной речи у детей, имеющих речевые нарушения и создание условий для развития речевых и творческих способностей, посредством театрализованной деятельности
Работая по этой теме, решаю следующие задачи:
• обогащение словаря, овладение грамматическими формами, грамматическим строем;
• развитие фонематического восприятия, слуха и навыков произношения звуков;
• упражнение в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения
• совершенствование диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности;
• развитие познавательных процессов, мелкой и общей моторики;
• воспитание культуры речевого общения, на основе сюжетов сказок;
• закрепление правильного произношения отдельных звуков (скороговорки);
• применение здоровьесберегающих технологий, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
Процесс развития связной речи требует постоянного педагогического внимания, поэтому овладение связной речью необходимо для дальнейшего развития и образования ребенка.
Работая в системе взаимосвязей всех специалистов, воспитателей, мы имеем возможность учитывать индивидуальные речевые особенности каждого воспитанника. Изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр. Они задействуют эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития связной речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Развитие связной речи и формирование навыков общения, является одной из ведущих задач дошкольного учреждения.
Список литературы
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей детского сада [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
Доронова Т. М. Играем в театр. - М. : Просвещение, 2005., С. 38.
Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. С. 29.
https://www.boltun-spb.ru/index.html