Ольга Кузнецова
Внеклассное мероприятие для 4 класса «У истоков музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие.
«У истоков музыки».
Цели:
• Воспитывать эстетическую культуру детей;
• Прививать любовь к музыке;
• Развивать интерес к культуре стран и народностей мира, культурному наследию своей страны.
Форма проведения: игровая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход мероприятия
- Здравствуйте, ребята!
Публикация «Внеклассное мероприятие для 4 класса „У истоков музыки“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по истокам музыки : заглянем в прошлое древних цивилизаций, познакомимся с музыкой удивительных стран, узнаем как зарождалась музыка, услышим как она разнообразна и красива. (1 слайд)
- Сейчас я вам представлю журналистов нашего сегодняшнего мероприятия (вызывается трое учащихся). Они будут внимательно следить за ходом мероприятия, делать зарисовки и записи, а в конце мероприятия мы их послушаем.
Прежде, чем отправиться в это увлекательное путешествие, попрошу вас, ребята, закрыть глаза, расслабиться и послушать стихотворение о музыке…
Вадим Семернин
Музыка
Так было: весна голубела,
И женщина древних веков
Огонь разводила и пела
Под щёлканье шустрых щеглов.
Была у забавы – синицы
Подслушана дробная трель, -
Петь так же искусно, как птицы,
Заставили люди свирель…
Я понял: из голоса ветра,
Где плещется в берег волна,
Возникла та музыка щедро,
Что в залах концертных слышна!
Уж с музыкой нам не проститься…
А в том и её красота,
Что в музыке – ветер, и птица,
И волны, и женщина та… (2 слайд)
- Ребята, что вы представили, пока слушали стихотворение?
- А вам интересно, когда возникла музыка?
- Итак, когда же возникла музыка? Этот вопрос давно волнует людей. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.
Ученые же установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, устраивая быт в своем жилище, баюкая детей, мужчины – возвращаясь домой с тяжелой охоты.
Какой точно была музыка первобытных людей мы не знаем. Но в ней было много звукоподражаний: звуки окружающей природы, крики зверей и птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения при работе. Позднее, таким образом появились первые барабаны, а прообразом духовных инструментов стали рога и раковины. (3 слайд)
У африканских племен до сих пор используются подобные музыкальные инструменты. (4 слайд)
- Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображение древних струнных инструментов сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство которых находится в Пиренеях.
Среди музыкальных инструментов, используемых первыми цивилизациями, находят лиры, арфы, флейты. (5 слайд)
- Переносимся с вами в Древний Египет. (6 слайд)
Музыка – одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Нам хорошо известны древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем как по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам; прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее.
Однако никакого вида "нотной" записи не существовало, музыка входило в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя.
Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями – музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов.
- Послушаем с вами народную музыку Египта. (7 слайд)
- Пойдем дальше. Следующая наша станция Древняя Индия. (8 слайд)
В индийской музыке применялось семь основных звуков (они соответствуют Европейской гамме).
Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. "цвет") – традиционная устойчивая мелодия. Слово "рага" использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодий. (9 слайд)
Мелодический строй раги подчинялся ее содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определенные состояния и чувства: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т. д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.
В Индии свое божество искусства и музыки – Сарасвати.
- Прослушаем музыку Древней Индии. (10 слайд)
- Что вы почувствовали, представили, когда прослушали музыку индийцев?
- Понравилось вам путешествие по истокам музыки Древней Индии?
- Теперь мы отправимся в Древний Китай. (11 слайд)
Первые упоминания о Китайской музыке встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н. э.
В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй", "мера", в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечетные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, четные - темные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках.
Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной традиции способно привести к различным бедам. (12 слайд)
Прекрасная музыка обладает строго определенной структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.
- А теперь прослушаем прекрасную музыку Древнего Китая. (13 слайд)
- Сейчас мы с вами узнаем о музыке древних греков. (14 слайд)
- Ребята, вам что-нибудь известно о Древней Греции?
В жизни древних греков музыка играла очень важную роль. Она звучала на праздниках и в дни траура, на театральных представлениях. Многие греки умели петь и играть на музыкальных инструментах – лире и кифаре. Это известно из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изображения музыкантов можно встретить также на знаменитых греческих вазах. (15 слайд)
О музыке в Древней Греции рассказали миру находки археологов.
На острове Крит были обнаружены статуэтки музыкантов, а также росписи с изображениями певцов и танцоров. (16 слайд)
У греков были прекрасные танцы: плавные хороводы и быстрые с прыжками пляски. Все танцы исполнялись под аккомпанемент духового инструмента – авлоса.
Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются терминами греческого происхождения: «музыка», «мелодия», «гармония», «гамма».
Древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу.
- А сейчас мы прослушаем музыку к популярному греческому танцу – Сиртаки – символу Греции. (17 слайд)
- Давайте посетим с вами Древнюю Японию. (18 слайд)
Предполагается, что древняя японская музыка была примитивной и однообразной. Знания о древней музыке в Японии основаны почти исключительно на археологических свидетельствах.
Наличие музыкальной культуры в древней Японии обозначено четко, но говорить о существовании самостоятельной инструментальной или вокальной музыки не представляется возможным. Туда, где музыка носила более сложный характер, она, вероятнее всего, пришла из Китая и Кореи и поэтому не может полностью называться японской национальной музыкой. (19 слайд)
В период формирования ранней государственности в Японии, в связи с утверждением буддизма в качестве государственной религии развиваются виды музыки, прямо или косвенно связанные с буддийским культом.
- А теперь прослушаем японскую музыку. (20 слайд)
- Понравилась ли вам японская музыка? Почему?
- Отправляемся в Древнюю Русь… (21 слайд)
Музыкальная культура Древней Руси, начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер.
В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная. Но жизнь народной и церковной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, оно требовало специальных школ.
Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум, который должен был испугать врага.
Наиболее распространенным инструментом были гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах. (22 слайд)
Скоморохи – это русские средневековые актеры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики, музыканты-острословы, исполнители сценок, акробаты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. (23 слайд)
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум», исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление.
Народная музыка не записывалась вплоть до XIII века. Она передавалась из уст в уста.
- Сейчас прослушаем уникальную древнерусскую музыку. (24 слайд)
- Итак, мы подошли к концу нашего путешествия. Думаю, нам пора возвращаться. (25 слайд)
- Давайте дадим слово нашим журналистам. (26 слайд)
Рефлексия
- Дети, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие к истокам музыки?
- Что нового узнали?
- Что больше всего запомнилось?
-Ребята, спасибо за работу. Успехов. До новых встреч!
(Звенит звонок, учащиеся уходят).