жанна кобылинская
Внеклассное мероприятие «Огонь-друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
было проведено как внеклассное мероприятие для учащихся вторых класс Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
Оборудование: игрушечная газовая плита, утюг, оборудование для тушения пожара (покрывала, резиновые перчатки, лейка)карточки с номерами служб спасения, мультимедийный проектор,интерактивная доска, мультимедиаверсия.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Огонь-друг или враг?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Сценарии развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Организационный момент: проверка готовности к внеклассному мероприятию.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
-Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему будем открывать по одному слову, после выполнения заданий. Первое – отгадайте загадку: (Слайд№1).
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь.)
Учитель: Огонь- давний друг человека. Огонь защищал первобытного человека от диких животных, помогал ему на охоте загонять мамонтов и бизонов в ямы и ловушки.
Добывание огня всегда считалось наивысшим мастерством человека. Ведь огонь был очень капризным и требовал внимания и терпения. Именно поэтому добытый огонь бережно охраняли в древности, а тех людей, которые могли его разжигать, считали жрецами и покровителями огня. Искусство разводить огонь передавалось от отца к сыну, а домашний очаг был символом тепла и уюта, символом семьи и благополучия. (Слайд№2).
О методах добывания огня в древности известно достаточно много, но современному человеку уже сложно представить, что для того, чтобы вскипятить, к примеру, чайник ему бы пришлось полдня мучиться, высекая огонь из камня или растирая кусочки дерева. Сейчас достаточно взять коробок, вынуть спичку и провести ей по краю коробочки. Вот огонь и добыт за считанные секунды
А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:
1)А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
(Открывается второе слово – друг)
3) Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого… (Открывается листок с названием темы внеклассного мероприятия : враг.
2. Сообщение темы внеклассного мероприятия :
«Огонь-друг или враг?».
Учитель: Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар (Слайд№4). Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.)
-Отчего возникает пожар?
- Назовите причины.
1. неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. искра (печь, камин, бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса);
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5. спички (игры со спичками);
-А еще ребята,пожар возникает,когда сильная молния и из –за природных катаклизмов. (Слайд№5).
Учитель: Большинство пожаров происходит в жилых домах. (Слайд№6). Причины их практически всегда одинаковы - обветшавшие коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы. (Слайд№7).Детские шалости со спичками, тоже приводят к возникновению пожаров. (Слайд№8). Керосин, бензин, газ - самые главные виновники пожара. (Слайд№9).
Если у вас или у ваших соседей случился пожар, главное - сразу же вызвать пожарную охрану. Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой - неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии - мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.
Если горят другие электрические приборы, то надо выключить выключатель или электрические пробки, и после этого вызвать пожарных.
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.(Слайд№10)
- Какие данные должен сообщить звонящий в пожарную часть? Ответы детей (свою фамилию,адрес, где горит, на каком этаже горит, как удобнее подъехать
-Все это нужно произносить быстро, без запинок.
-А к чему приводит утечка газа? Ответы детей. (Утечка газа приводит к беде, газ взрывоопасен)
Учитель: как правильно пользоваться газовыми приборами? Ответы детей:
1. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.
2. Запрещается использовать газ для обогрева.
3. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.
4. При запахе газа позвоните в газовую службу. А какой телефон?
(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном 0-4)
-Молодцы, ребята. Давайте проверим. 0-4-газовая аварийная служба. (Слайд№11).
Обобщая все, что рассказали ребята,послушайте и запомните 4 важных «не». (Открывается доска с правилами). (Слайд№12).
Учитель читает их.
-не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно
- не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок
- не исправляйте сами дефекты газопроводных труб
- не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.
А если загорелся телевизор? Что делать? Об этом нам расскажут учащиеся.
1. Телевизор надо сразу отключить от сети.
2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.
Учитель. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, если телевизор - прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит. Помните! Горящий телевизор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку: ведь кинескоп может взорваться.
-А как вести себя если загорелся утюг? Об этом нам расскажут учащиеся.
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
5. Сообщить в пожарную часть. - По какому телефону (Ответы детей 0-1.) Физ. минутка.
Игровая ситуация.
-Кто правильно потушит предметы (Перед ребятами разложены на столе- лейка, покрывало, резиновые перчатки, песок в ведерке).
-Пожар может начаться не только в квартире, но и в классе. Что может привести к пожару? Ответы детей (брошенная зажженная спичка, не затушенная свечка, использование пиротехнических средств).
Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
-Что кошка сделала неправильно. (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику) Молодцы, правильно!
-Итак, мы раскрыли тему нашего внеклассного мероприятия «Огонь – друг и враг» и смогли доказать свои слова. А теперь у вас на парте лежит белый листок. Поверните его и положите перед собой. Я вам прочитаю, а вы следите.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ: (учитель читает) (Слайд№13).
- прежде всего, выведите всех людей из жилья;
- сообщите о пожаре в пожарную охрану по телефону спасения «01» и оповестите соседей;
- отключите электроэнергию в квартире;
- если это не опасно, постарайтесь потушить пожар подручными средствами (водой, мокрой тканью);
- во избежание притока свежего воздуха к очагу пожара не открывайте окон и дверей, ни в коем случае не разбивайте стекла;
- если потушить пожар своими силами невозможно, немедленно покиньте квартиру, плотно прикрыв входную дверь;
- организуйте встречу пожарных;
- при невозможности покинуть квартиру выйдите на балкон или криками о пожаре привлекайте внимание прохожих и прибывших пожарных.
-Но у огня есть брат, который приносит человеку больше вреда. Кто он? Для этого послушайте и отгадайте загадку. (Слайд№14).
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)
Учитель: Часто на пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Учитель. Ребята отгадайте загадку: С огнем бороться мы должны, с водою мы напарники, мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарные)
-Ребята, скажите пожалуйста, а как называется профессия людей,которые тушат пожары?
Ответы детей (профессия называется пожарный).
Учитель. -А сейчас я вам расскажу Историю создания РСЧС.
В апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или сокращенно МЧС).
Если где-то случится беда (наводнение, обрушение, землетрясение, человек попадет в беду) на помощь всегда придут спасатели МЧС.
Стих об этих мужественных людях, расскажут ученики. (Слайд№15).
Город спит, город не знает,
Что в одном из домов пламя пылает.
Гибнут люди, задыхаясь в дыму,
Пожарные мчатся к попавшим в беду.
В средства защиты одеты бойцы,
Каски на них словно венцы.
Боевки похожи на тонкую бронь,
Жизнью рискуя, идут на огонь.
Двери открыли, входит звено,
Второе по автолестнице через окно.
В зале бушуют дым и огонь,
Из соседней комнаты доносится стон.
Звено доложило: «В зале мебель горит.
В комнате детской слышится всхлип».
Через секунды, едва не крича,
«Обнаружен мужчина, спасаем дитя!»
Сквозь едкий дым и жаркое пламя,
Прижимая к груди будто бы знамя.
Ничего не страшась, у всех на глазах,
Пожарный выносит ребенка в руках.
Звенья пожарных вступили в борьбу
Водой, перекрыв дыханье огню.
Проходят секунды, слышен доклад,
«Пожар ликвидирован, едем назад».
Пожарные России всегда на войне,
Закаляют характер в дыму и огне.
Отвагой и храбростью сердца их полны.
Они служат народу, на благо страны.
- Назовите причины возникновения пожаров. (Слайд№16).
- Как правильно вызвать службу “01”?
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Как действовать в лесу, если вы попали в зону пожара?
- Вспомните вопрос, который я задала вам в начале нашего разговора“Огонь – наш друг или враг?”
Домашнее задание:
К следующему внеклассному мероприятию (Слайд№17).
Нарисовать рисунок на тему : “Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!”
Будьте с огнем,осторожны всегда (Слайд№18).