Ольга Елетская
Воскресный семейный абонемент «Край Донской — земли огромной долька».
▼ Скачать + Заказать документы
Воскресный семейный абонемент
На фоне музыки читают стихотворение:
Край Донской - земли огромной долька,
Прославленный веками Тихий Дон,
Ты беглых принимал, да и не только,
Тут каждый жил, как, будто здесь рождён
Тебе, родной, поклон земной наш, низкий
За доброту, за хлеб и соль.
Справляли казаки здесь свадьбы и теряли близких,
С тобой делили радость, горе, боль.
Простор Донской - от края и до края,
Ты сердцу самый близкий и родной.
Ты на земле для нас частица рая,
Ты не покинешь нас, и мы всегда с тобой.
(слайд 1, 2)
Публикация «Воскресный семейный абонемент „Край Донской — земли огромной долька“,» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2013
«Чернявая моя» песня в исполнении детского анс. «Донской родничок» ГДК.
1 Ведущий: Широко, в приволье зелёных степей, течёт Дон. Зеркальною лентой блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц (слайд 3-6, меж зелёных садов, по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Зелёные деревья обступили его берега, придвинулись близко к воде, отразились в зеркальной глади широкой реки и будто глядятся в неё. Там точно скалы нависли крутые утёсы, виноградник сбежал к самой воде и тёмные гроздья висят между крупных узорных листьев. Медленно и плавно катит свои воды Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно и не течёт, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зовётся он – Тихий.
«Как за Доном, за рекой» песня в исполнении Маши Клюевой и Вики Корсиковой д/с № 8 «Алёнушка».
2 Ведущий: Тихий Дон. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пёстрыми цветами (слайд 7, дивным запахом наполнится степь, а потом всё сильней и сильней станет палить солнце, и выгорит, пожелтеет и почернеет степь (слайд 8). Понесётся над нею знойный ветер. Помчит сухое перекати - поле и принесёт пряный запах в станицу (слайд 9).
«У Попова рундука» песня в исполнении детского фольклорного ансамбля «Фролушка» ДШИ.
1 Ведущий. Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки.
Донские казаки или донцы, донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещались на отдельной территории называющейся Область Войска Донского, которая занимала много областей и в том числе, нашу Волгоградскую область (слайд 10,11).
Песня «Казачий край» авт. Лариса Викторовна Булавинцева, исполняет Бондарик Диана 6 лет, д/с № 4 «Колосок».
2 Ведущий. Флаг Донского казачьего войска – три продольные полосы равной ширины: синей, жёлтой, алой, означающих цвета издревле живущих на донской земле трёх народностей – донских казаков. Калмыков и русских крестьян. По другой версии, цвет флага Донского войска читается так: «По крови, через огонь и воду». (слайд 12).
«Посвящение в казаки» исполняют воспитанники д/с № 7 «Тополёк».
1 Ведущий. Указом президента РФ Д. Медведевым от 9 февраля 2010 г. Утверждён герб войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
Описание герба: «в лазоревом поле, под червлёной главой. – идущий влево серебряный олень с золотыми рогами и копытами, поражённый золотой стрелой. В червлёной главе – возникающий золотой двуглавый орёл – главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом, в косой крест, - четыре золотых знамени, на полотнищах которых – Государственный герб Российской империи, периода царствования императора Николая II. Древки знамён перевиты червлёной, с узкой серебряной каймой, лентой. (слайд 13).
2 Ведущий. Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим (слайд 14, уважение к женщине (слайд 15, обучение мальчиков военному делу с ранних лет (слайд 16).
Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном.
Песня «Казачата» исполняют воспитанники д/с № 14 «Ручеёк».
1 Ведущий. У каждого новорождённого казака, помимо кровных отца и матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных, кровные родители, заботились заранее. Это не должны были быть родственники. Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный, у которого было чему поучиться. Это он, в первую очередь. Формировал дух казака. И немаловажный факт, что крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника. (слайд 17). Крёстную подыскивала мать из числа своих подруг (желательно, хотя бы, немного старше её возраста).
2 Ведущий. Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери, в этом случае, состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке – казачке, как к жене, матери и хозяйке. После крестин казачонку клали шашку (кинжал, либо пулю (раньше стрелу, что называется «на зубок». (слайд 18). И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
Далее, мальца старались окружить именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.
1 Ведущий. Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня под уздцы и проводил его по двору (слайд 19).
До 7 – 8 лет казачонок жил на женской половине куреня.
В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И, главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.
2 Ведущий. А что в себя включала, именно, казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…
«При лужке…» песня в исполнении вок. группы «Подберёзовички» д/с № 6 «Берёзка»
1 Ведущий. И. естественно, вопросы: что это и зачем это.
И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка - это наше казачье оружие и символ казачьей воли (слайд 20), конь – это друг и товарищ казака (слайд 21, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях (слайд 22).
2 Ведущий. А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.
А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.
Обряд «Проводы казака в армию» показывают воспитанники д/с № 9 «Улыбка»
1 Ведущий. А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники. Где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой (слайд 23). Нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний.
С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы». Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
«В 93 годике» песня в исп. детского анс. «Донской родничок». ГДК.
2 Ведущий. Ещё одна традиция у казаков – это национальные казачьи игры – шермиции (слайд 24). Шермиции – это «примерные бои», устраиваемые на праздниках донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно – траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Со многих станиц в одно место собираются казаки – малолетки на смотр (слайд 25-27). И вот, начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всём скаку, рубка и фланкировка, кулачные бои. Разгоревшись отвагою, целые станицы малолеток с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятья и боролись на коне. Зимою строили из снега город, водружали на вершине его знамя и атаковали на конях и пешком.
«Чего не могу? Всё могу!» - говорили казаки и самоуверенно смотрели на всякую опасность, на всякую удалую потеху. Это были живые игры, где нужна была отвага, смелое сердце. Крепкие руки и сильные ноги. Они готовили казака к его будущей тяжёлой военной службе.
Существовало множество игр – упражнений для развития казачат. Это скорее упражнения – тесты. Они выявляли наличие того или иного качества, либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты – игры, соревнуясь между собой, играя. И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.
«Всадники» играют дети д/с № 12 «Сказка».
1 Ведущий. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) (слайд 28). Начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать (слайд 29).
2 Ведущий. Приходило время жениться – об этом думали родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные и по положению, и по достатку. И между собою родители сговорились давно. Однако, нужно было учинить сватовство (слайд 30).
Самые интересные и весёлые традиции у казаков – свадебные обряды. Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту. «Она у нас золотая, недёшево вам достанется», - приговаривали они.
Все собирались смотреть этот торг, наконец, жених выкупил невесту, и её ставили в угол комнаты (слайд 31). Наступала тишина, а потом через полчаса все оживлялись и начинались танцы (слайд 32).
«Во чистом во поле» игра записана в Урюпинском р-не, ст. Михайловской, играют воспитанники д/с «Теремок».
1 Ведущий. Такова была жизнь и обычаи донских казаков в пору величайшей их славы. Этими обычаями крепко держалась старина. Славное прошлое. Дети, почитая родителей, росли добрыми казаками и, возвращаясь со службы, по чести могли сказать: Да, послужили наши казаки Богу, государю и великому войску Донскому.
2 Ведущ
h4][/h4]
ий. [/b] Эта казачья песня в семье Топилиных передаётся из поколения в поколение. Её пели Настины прапрабабушки и прапрадедушки. Называется она «Куплю я ленту в 3 аршина» исп. Любовь Геннадьевна, Лариса Петровна и Настя Топилины д/с № 16 «Радуга».