Татьяна Валерьевна Ферстяева
Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы
В некоторых музыкально-методических публикациях, связанных с фортепианной методикой или музыкальной психологией, абсолютный слух упоминается или описывается как одаренность, данная свыше, которая означает способность определять высоту звуков без вспомогательных средств, и не поддается изучению. Основываясь на многолетнем опыте работы с детьми, можно сделать следующий вывод: абсолютный слух можно изучать и развивать.
Публикация «Воспитание абсолютного слуха, Новый путь к фортепиано» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Магазин. Профессия продавец
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
До сих пор считалось, что абсолютной слух лучше всего поддается обработке у здорового, нормального ребенка, как правило, с четырех лет с половиной, тогда как благоприятное время для начала тренировки абсолютного слуха - от трех до трех с половиной лет. Взрослые не рассматривают ребенка этой возрастной группы, как способного к обучению абсолютному слуху, упускают, таким образом, преимущество этого благоприятного времени. Очень важно своевременно начать заниматься развитием слуха, так как возможности теряются уже год спустя. Если же занятия начинать позднее, от четырех с половиной до пяти лет, то успех не гарантирован.
Самый подходящий инструмент для воспитания абсолютного слуха-фортепиано. Необходимо отметить, что после занятий ребенок должен проводить досуг с достаточно хорошим инструментом, обязательно идеально настроенным, иначе воспитание абсолютного слуха невозможно.
Учебный материал создавался многолетней практической работой с детьми. При этом выяснилось, что восприятие цвета маленькими детьми можно использовать, как средство информации для слуха, и, вместе с тем, заложить новую основу для раннего инструментального музыкального развития. Обычно ребенок от трех-3,5 лет уже может различать цвета и называть их. А так как в занятиях цвет сочетается со звуком, ребенок может различать по цвету и звуки.
Для успеха метода нельзя недооценивать психологическую атмосферу на занятии в родном доме. Хорошие результаты учебы могут достигаться только тогда, когда это делается весело, с шуткой. В дошкольном возрасте никогда нельзя воспитывать насильно или механически. Ребенок очень быстро прореагирует на это неохотой и откажется заниматься.
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ
Формы проявления абсолютного слуха.
1. Абсолютное слышание определенного звука.
2. Абсолютное слышание нескольких тонов.
3. Абсолютное слышание тесно расположенных звуков до мажора.
4. Абсолютное слышание всех звуков до мажора.
5. Абсолютное слышание всех звуков в ограниченном объеме.
6. Условный абсолютный слух.
7. Условный тамбральный абсолютный слух.
8. Условный слух, который связан с мысленным представлением
музыкальных произведений.
9. Полный (комплектный) абсолютный слух.
10. Активный полный (комплектный) абсолютный слух.
СРЕДНИЙ ЗВУК ДО КАК НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.
В XIX веке в большинстве фортепианных школ считалось, что лучшая позиция для начала обучения - это пять нот от ДО до СОЛЬ. Фортепианные школы XX века предпочли другую позицию - симметрично расходящуюся от среднего звука ДО, который играют первые пальцы правой и левой рук. Эта система дает возможность с самого начала использовать в занятиях все звуки ДО МАЖОРА. В этой позиции дети относительно рано могут играть народные и детские песни, частично в СОЛЬ МАЖОРЕ или ФА МАЖОРЕ, что позволяет своевременно включить в работу клавиши СИ БЕМОЛЬ и ФА ДИЕЗ.
РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ОТПРАВНАЯ ТОЧКА РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Так как речь идет о маленьких детях и их музыкальном и общечеловеческом воспитаний, мы исключаем трудные ритмы и ограничиваемся элементарными заданиями, результат которых является решающим для всех дальнейших этапов музыкальных занятий. Как раз элементарными ритмами в большинстве случаев пренебрегают. Мы исходим, в первую очередь, из равномерных ударов, которые совпадают с шагами ребенка при ходьбе. Это самый естественный способ помочь ребенку ощутить равномерную пульсацию, начало и суть того, что мы называем ритмом. Постепенно у детей должна выработаться привычка к равномерным четвертям.
СТИМУЛИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА.
Музыкальная деятельность преимущественно состоит из двухступенчатых процессов:
во-первых, ощущение или чувствование,
во-вторых, выражение этого чувства или ощущения.
Относительно ритма в музыкальных занятиях мы должны сначала содействовать первой ступени, т. е. ощущению.
Для начальной стадии используется следующее упражнение. Звукосочетание, состоящее из звуков до, ми и соль I октавы преподаватель играет неоднократно по очереди правой рукой. Левая рука играет басы, например, staccato в одинаковом, постоянном ритме. Басы могут состоять только из ДО или из ДО и СОЛЬ.
Ребенок идет равными шагами. Темы нужно приспосабливать к шагам ребенка.
Это упражнение для первого урока.
Частое повторение тонического трезвучия ДО МАЖОР в заявленном положении - наше правило. Ребенок слышит это трезвучие все лучше. Кроме того, это повторение дает ребенку психическую уверенность, т. к. он теперь часто слышит это созвучие, и с течением времени вырабатывает внутреннее отношение к нему. Это одна из существенных предпосылок для развития абсолютного слуха.
После того, как ребенок освоил упражнение с до мажорным трезвучием, то же самое проделывается со вторым трезвучием -сире-соль (басы соль-ре, а затем и с третьим.
Многократное повторение - обязательное условие, так же, как последовательное, а на одновременное запоминание созвучий, чтобы в результате занятий ребенок ясно отличал созвучия друг от друга.
Это очень важно для последующих упражнений.
Упражнение 1. При "аккорде I" ребенок идет, как обычно, при «аккорде 2» - высоко поднимает правую руку.
Упражнение 2. Перед ребенком лежат две дороги (можно положить на пол что-нибудь длинное или нарисовать). При "аккорде I" ребенок идет по одной из дорог, при «аккорде 2» - переходит на другую.
Следовательно, в вышеупомянутых упражнениях ребенок привыкает не только к ритмическому, но и гармоническому ощущению.
Комбинация ритма и гармония - это хорошая перспектива возникновения у ребенка чувства формы, т. к. муз. форма - это и есть ритм, гармония и мелодия, движущиеся во времени, как, единый музыкальный процесс.
Далее переходим к описанию ритмических игр с хлопками и "топами". Преподаватель и ребенок сидят друг напротив друга. Их руки находятся на одинаковой высоте.
ИГРА 1.
Преподаватель произносит по порядку "раз, два", ритмично повторяя. Темп (М = около 69) не должен быть ни слишком медленным, ни слишком быстрым. При счете "раз" ребенок бьет в ладони преподавателя, при счете "два" каждый бьет в собственный ладони. Само собой разумеется, игра должна оформляться интересно и радостно для ребенка.
ИГРА 2.
Преподаватель считает "раз", "два", "три" ритмично повторяя, темп, как в упр. 1.
На счет "раз" оба хлопают в руки партнера, на "два" - бьют в собственные ладони, на "три" - по своим коленям.
ИГРА 3.
Преподаватель и ребенок стоят лицом друг к другу. Преподаватель считает как в игре 2:
на счет "раз" руки бьют в руки партнера;
на "два" - топают одной ногой,
на "три" - другой ногой.
Стоя напротив, преподаватель делает движения в зеркальном отражении. В эти игры необходимо играть ежедневно, на каждом занятия и дома.
ПОСТЕПЕННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ РИТМИЧНО РАВНОМЕРНОЙ ИГРЫ.
Теперь, после описанных выше упражнений и игр, прочувствованный равномерный ритм активно выражается в инструментальной игре, в нашем случае - в игре на фортепиано. Тем не менее, на занятии это гложет проявляться не сразу. Необходимо запастись терпением. При этом важно соблюдать следующий правила:
1. При игре номеров, содержащих ритмические требования преподаватель, используя дирижерскую палочку, ясно и выразительно ритмичными взмахами должен показывать каждую ноту.
2. Ребенок не может сразу играть ритмично, так как ему трудно
связать только что прочитанную ноту с предназначением для
игры данной ноты пальцами. Он сначала должен подумать.
Реактивность мышления тренируется ежедневными упражнениями.
3. В занятиях с детьми этого возраста нельзя использовать также
слова, как "ритмично" или "равномерно", так как дети вовсе
не понимают их. Поэтому требуется абсолютно естественное,
бессознательное обучение ритму.
4. Совершенно необходимо, чтобы ребенок играл пьесу без остановок, нужно выбирать для начала медленный темп, чтобы ребенок мог представить внутренним слухом прочитанную ноту и приготовить соответствующий палец. Недопустимо сначала играть другую, ошибочную ноту, заметив это, прекращать игру и бессистемно начинать еще раз от какого-нибудь места. Если эта привычка закрепилась, музыкальный ритм развить невозможно.
Какая связь существует между игрой без остановок и развитием хорошего ритмического чувства?
Только играя без остановок ребенок может развивать музыкальный ритм. Лучше всего это можно ему показать в танцах под музыку.
Способствует развитию хорошего ритмического чувства умение ребенка играть по нотам с предшествующем игре представлением звука. Если ребенок играет наизусть, не глядя в ноты, существует опасность, что игра станет механической, т. е. ребенок заучит движения, и не будет использовать свой, находящийся в развитии абсолютный слух, слуховое представление не будет функционировать.
Предупреждение этой опасности не должно восприниматься слишком легковесно.
Абсолютный слух начинает развиваться с определения на слух созвучий (аккордов). Если ребенок слышит 1-2 созвучия, то постепенно абсолютно услышит и отдельные звуки. Ребенок выбирает игрушку для каждого аккорда. Это должны быть игрушки, изображающие животных, чтобы можно было с ними разговаривать. Каждому аккорду соответствует определенная игрушка, это соответствие безусловно сохраняется на весь период обучения.
Аккорд I вводится уже на первом уроке. Ребенок приносит на это занятие одну игрушку. Игрушечные машины, локомотивы, самолеты не пригодны, так как не могут говорить, рассказывать. Напротив, для детей этой возрастной группы игрушки-животные являются совершенно одушевленными существами, с которыми можно беседовать. Чтобы игрушка могла использоваться на первом уроке, необходимо в предварительной беседе проинформировать об этом родителей, подчеркнув, что ребенок должен выбрать игрушку самостоятельно.
Вместо игрушки-животного можно использовать куклу. В этом случае для двух других аккордов должны быть выбраны животные, потому что у детей куклы или животные часто не имеют имени, но и с куклой медведь и заяц называются различно.