Гузяль Русанова
Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях.
Русанова Г. У.
Воспитатель высшей категории
МБДОУ ЦРР д/с №454
В последние годы отмечается проблема снижения уровня нравственной культуры большинства современных родителей, утраты семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Сложив-
Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
шееся положение является следствием перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека, период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. И нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для детей являются члены семьи. Ведь семья – одна из главных ценностей, созданных человечеством за всю историю, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома,которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Семейно – бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершен-
ствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Я по национальности татарка, родилась в Казани, но уже более двадцати лет живу в Челябинске. В своей работе по воспитанию нравственных качеств толерантной личности я опираюсь на идеи народной педагогики.
Приобщению детей к культуре и традициям татарского народа способствует мини-музей татарского быта и культуры на базе татарского этнографического кружка «Экият» («Сказка», организованного в нашей группе.
Среди экспонатов музея много бесценных реликвий моей собственной семьи. Это пожелтевшие от времени фотографии и газеты с заметками о моих родственниках, татарская гармошка моего отца. Я привезла её из родной Казани – как память о нём. Ребята с интересом рассматривают их и слушают рассказы об истории моей семьи, о бабушке – Ворошиловском стрелке, о дедушке – политруке, о моем папе, который в пять лет сам научился играть на гармошке, как он, будучи маленьким мальчиком, выступал с концертами во время Великой Отечественной войны в госпиталях перед раненными солдатами и перед тружениками тыла. Творческим человеком была и моя мама – она танцевала в самодеятельном хореографическом коллективе. Благодаря танцу они и познакомились. Об этом рассказывает оформленный мною альбом «Моя семья», в котором фотографии из нашего семейного архива.
Рассказывая о своем детстве, о родителях и родственниках, я знакомлю детей с историей, традициями, увлечениями и интересами моей семьи, а дети, в свою очередь, рассказывают о жизни своей семьи.
Многие национальные традиции стали неотъемлемой частью жизни семей наших воспитанников. В семьях Йасина С., Рушана Ш. придерживаются мусульманских традиций и отмечают все национальные праздники. Бабушка Кати Б. традиционно собирает всю семью на Рождество по-католи-
чески. В каждой семье есть свои любимые блюда, которыми угощают гостей, а многие дети вместе с бабушками и мамами любят печь пироги.
Традиции татарского гостеприимства мы демонстрировали, приглашая в гости детей из соседней группы.
В музее есть ещё одна реликвия «генеалогическое древо» нашей семьи, созданное моим дядей, старшим братом отца, участником Великой Отечественной войны. Так возникла идея продолжить дело, начатое им, а совместно с детьми оформить адаптированный вариант родословного дерева.
В процессе работы над родословным деревом родителям предоставилась возможность вместе с детьми полистать семейные фотоальбомы, вспомнить своих родных, рассказать о них сыновьям и дочкам. Дети с помощью родителей узнали много нового о своих предках, а узнав – научились любить и уважать историю и традиции своей семьи.
И в продолжение этой работы мы начали создавать книгу «О происхождении наших фамилий». Я предложила детям и их родителям подумать, что означают их фамилии, как они произошли, и написать страничку в нашу книгу.
В нашей группе сложились определённые традиции, которые стали и семейными традициями в семьях наших воспитанников.
Это:
• совместные трудовые дела - субботники,
строительство горки и изготовление кормушек для
птиц зимой;
• праздники и развлечения, спортивные
соревнования,совместные игры;
• празднование Дня рождения детей;
• чтение стихов – «засыпалочек», сказок или пение
колыбельных песен перед сном;
• обмен мнениями о делах трудовых, общественных;
об увиденном и услышанном, о важных событиях;
• участие в семейных конкурсах;
• чаепитие у самовара;
• поздравление ветеранов и вручение им
изготовленных своими руками подарков.
Позитивное взаимодействие между педагогами, детьми и родителями способствует активизации интереса к возрождению семейных обычаев и традиций, осуществлению процесса становления личности, привитию морально – нравственных ориентиров в жизни у дошкольников, объединению родителей в решении воспитательно – образовательных задач.