Ирина Ляховицкая
Воспитание детей средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление школы открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Для того, чтобы привить вкус к новаторству, воспитать личность, которая будет стремиться создавать новшества, самообразование должно быть проникнуто нововведениями, в нем должен преобладать дух и атмосфера творчества.
Публикация «Воспитание детей средствами фольклора» размещена в разделах
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика - система воспитания человека от рождения до перехода в мир иной. Педагогика - греческое слово, буквально означает "детовождение" или искусство воспитания. И хотя в Древней Руси не было литературы, музыки, книжной графики, общая культура русского народа была в высшей степени педагогична. Фольклор - это как раз доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения.
Насыщение школьных программ фольклором поможет учащимся проникнуть в глубины народного духа и еще раз докажет, что сущность человека, его потребность в красоте, не меняются с течением времени. Прежде всего фольклор в школе должен изучаться не академически, как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как огромный, цельный, духовный и материально-практический мир человека прошлого, а во многом и настоящего.
Преподавая в школе народное творчество, автор убедился, как необходимы детям яркие, интересные образцы фольклора, рожденные самими детьми.
В соответствии с целью и задачами программы у детей формируется интерес к традиционному наследию народа: учащиеся получают необходимые знания и элементарные практические навыки в области народной культуры. Для осуществления поставленных задач используются разнообразные формы групповых и индивидуальных занятий, концертов, праздников; применяются методы ансамблевого и сольного пения, импровизации, рассказа, беседы, обсуждения, используются групповые и двигательные формы, звуковые жесты и шумовые инструменты.
Работа с детьми в ансамбле русской песни направлена на реализацию индивидуально-ориентировочного подхода к развитию личности удовлетворяющего его нравственной потребности. Отслеживание динамики развития учащихся позволяет педагогу увидеть и показать ученику.
Результативность его образования независимо от успеваемости других детей, что в конечном итоге способствует воспитанию у ребенка чувства гордости,
собственного достоинства, развитию самостоятельности и творческой активности. Принципиальная необходимость обращения к народному искусству
имеет глубокие психолого-педагогические, социальные, экологические основания. Близкое детскому восприятию народное искусство является действенным средством творческого развития, воспитания и образования
детей. Народные традиции живут и развиваются. Поэтому к фольклору следует относиться не как к омертвевшему, застывшему явлению прошлого, а как к
жизнестойкому источнику современной самобытной культуры. Фольклор - это реализованная в художественной форме система творческого мышления, которая как нельзя лучше подходит для работы с детьми.