Получи документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

марина александрова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Значение и условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребёнка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся - навыки по соблюдению частоты тела, культурной еде, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На формирование навыков и привычек оказывают влияние специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребёнка, упражнений в определённых действиях. Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что требует преодоления определённых трудностей.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретённые навыки необходимо закреплять и расширять. В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность и самообслуживание. Взрослые быстро могут научить ребёнка определённой последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приёмам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребёнок привыкает к неряшливости, небрежности.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

а) Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующее росту детей, закреплённые места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.).

б) Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

в) Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а форма разными.

г) Индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

д) Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий.

е) Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьёй.

2. Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.

1 младшая группа.

Важной задачей с детьми младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать надо это педагогически тонко, ненавязчиво. На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определённых усилий и повторяются многократно в различных режимных процессах. Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в них детей.

Ещё одна важная особенность формирования навыков поведения у малышей : по мере овладения новыми действиями детей хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребёнка на закрепление навыка. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.

Другой эффективный способ – использование игр. Игры позволяют детям добиться рациональных действий во время режимных процессов, так же нужно поощрять малыша за удачно выполненное задание.

Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребёнка. Для этого он гибко и целенаправленно использует различные жизненные ситуации, поощряет положительно-эмоциональное и доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребёнком группы.

2 младшая группа.

С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, естественно, усложняется. У детей на четвёртом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание теперь должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребёнку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятностей.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.

3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков в младших группах.

1 МЛАДШАЯ ГРУППА.

Важным условием для начала формирования гигиенических навыков является систематичность всех необходимых операций. В 1,5-2 года ребёнок почти всё может с себя снять, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. В начале второго года жизни ребёнок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

Дети этой группы отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ объяснениями. Также с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приёмы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. В этой группе учат детей самостоятельно (с помощью взрослых) мыть руки перед едой, после загрязнения, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами, вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Воспитывают навыки культуры поведения, учат детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).

Воспитывают умения выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальниками; не выходить из-за стола, не окончив еды, после еды говорить спасибо; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.

Закрепляют умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать, отзываться на просьбу другого человека, помогать ему. Воспитывают отрицательное отношение к грубости, жадности. Учат детей называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, своё имя. Воспитывают бережное отношение к вещам и игрушкам.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА.

На четвёртом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговыми движениями, смыть мыло и вытереть каждый палец, чистить зубы, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком. Формируют навыки еды : не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом. Учат правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Приучают детей к вежливости : называть воспитателей и няню, музыкального руководителя по имени и отчеству; здороваться, прощаться с воспитателями, няней, заведующей, детьми. Воспитывают умение благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Учат выражать просьбу словами, излагать её понятно, пользоваться словом, пожалуйста. Воспитывают умение бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, просить взрослого починить её.

Приучают соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной, на улице вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Формируют у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи, дружбе. Учат жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами, заботиться о малышах, говорить правду, не обманывать. Учат обращаться к сверстнику: называть его по имени, смотреть на него, внимательно слушать ответ, разговаривать друг с другом в приветливой форме.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Мойдодыр» Игра для детей дошкольного возраста «Мойдодыр" Используя авторский литературный материал, предлагаю игру с детьми дошкольного возраста,.

Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Составитель проекта: воспитатель Козмодемьянова Надежда Владимировна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 мая 2014 в 18:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД