марина александрова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Значение и условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребёнка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся - навыки по соблюдению частоты тела, культурной еде, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
На формирование навыков и привычек оказывают влияние специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребёнка, упражнений в определённых действиях. Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что требует преодоления определённых трудностей.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретённые навыки необходимо закреплять и расширять. В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность и самообслуживание. Взрослые быстро могут научить ребёнка определённой последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приёмам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребёнок привыкает к неряшливости, небрежности.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
а) Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующее росту детей, закреплённые места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.).
б) Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
в) Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а форма разными.
г) Индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
д) Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий.
е) Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьёй.
2. Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.
1 младшая группа.
Важной задачей с детьми младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать надо это педагогически тонко, ненавязчиво. На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определённых усилий и повторяются многократно в различных режимных процессах. Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в них детей.
Ещё одна важная особенность формирования навыков поведения у малышей : по мере овладения новыми действиями детей хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребёнка на закрепление навыка. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Другой эффективный способ – использование игр. Игры позволяют детям добиться рациональных действий во время режимных процессов, так же нужно поощрять малыша за удачно выполненное задание.
Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребёнка. Для этого он гибко и целенаправленно использует различные жизненные ситуации, поощряет положительно-эмоциональное и доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребёнком группы.
2 младшая группа.
С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, естественно, усложняется. У детей на четвёртом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание теперь должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребёнку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятностей.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.
3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков в младших группах.
1 МЛАДШАЯ ГРУППА.
Важным условием для начала формирования гигиенических навыков является систематичность всех необходимых операций. В 1,5-2 года ребёнок почти всё может с себя снять, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. В начале второго года жизни ребёнок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
Дети этой группы отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ объяснениями. Также с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приёмы.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. В этой группе учат детей самостоятельно (с помощью взрослых) мыть руки перед едой, после загрязнения, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами, вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Воспитывают навыки культуры поведения, учат детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).
Воспитывают умения выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальниками; не выходить из-за стола, не окончив еды, после еды говорить спасибо; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.
Закрепляют умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать, отзываться на просьбу другого человека, помогать ему. Воспитывают отрицательное отношение к грубости, жадности. Учат детей называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, своё имя. Воспитывают бережное отношение к вещам и игрушкам.
2 МЛАДШАЯ ГРУППА.
На четвёртом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговыми движениями, смыть мыло и вытереть каждый палец, чистить зубы, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком. Формируют навыки еды : не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом. Учат правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Приучают детей к вежливости : называть воспитателей и няню, музыкального руководителя по имени и отчеству; здороваться, прощаться с воспитателями, няней, заведующей, детьми. Воспитывают умение благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Учат выражать просьбу словами, излагать её понятно, пользоваться словом, пожалуйста. Воспитывают умение бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, просить взрослого починить её.
Приучают соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной, на улице вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
Формируют у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи, дружбе. Учат жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами, заботиться о малышах, говорить правду, не обманывать. Учат обращаться к сверстнику: называть его по имени, смотреть на него, внимательно слушать ответ, разговаривать друг с другом в приветливой форме.