Приложение МААМ

Воспитание культуры поведения

Лада Орловская
Воспитание культуры поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Публикация «Воспитание культуры поведения» размещена в разделах

Культура поведения проявляется в вежливости, и деликатности, во внешних манерах и культуре общения, в предупредительности, тактичности. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним формам ее выражения, которые даже тогда, когда они еще не совсем осмыслены малышами, все же дисциплинируют, подтягивают, обязывают к сдержанности.

С самых первых дней пребывания в детском саду детям внушают необходимость здороваться при встрече. Сначала этот навык формируется по подражанию воспитателю, маме, но постепенно они узнают смысл волшебных слов «ЗДРАВСТВУЙТЕ», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ». – Если ты обратился к встреченному человеку со словом «здравствуйте», тем самым ты пожелал здоровья, проявил интерес к нему, но эти слова будут приятны только тогда, когда они будут произнесены доброжелательно, с улыбкой.

Детям 2-3 лет прививают навыки личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, пользоваться носовым платком, салфеткой. В процессе формирования таких навыков воспитывается культура внешнего вида, потребность в чистоте, аккуратности, опрятности. Воспитатель, используя художественную литературу, вызывает у детей негативное отношение к персонажам, представленным писателем в неприглядном виде. Например, юмористический образ замарашки, созданный К. Чуковским в «Мойдодыре», гораздо сильнее подействует на детей, чем замечание или назойливое напоминание, что надо вымыть руки, причесаться и т. д.

Дети за столом рядом со сверстниками. Воспитатель приучает детей пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно, брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее. И вместе с тем обучает правилам поведения за столом : правильно сидеть, не болтать ногами, при необходимости обращаться к взрослому, сверстнику вполголоса, а также сдерживаться от насмешек в адрес ребенка, допустившего оплошность.

Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и со взрослыми, осуществляется педагогом на протяжении всего дня, и при обсуждении игры, и при рассматривании рисунков и в общении по поводу впечатлений, полученных дома. Воспитание речевой культуры начинается с создания в группе тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая их своим примером культуре речевого общения.

Исключительное значение в жизни будущего школьника имеет культура деятельности. Ведь школа потребует от него умения организовать свой труд, четко и последовательно выполнять задания, пользоваться учебниками и пособиями, содержать их в порядке, следить за своим внешним видом. Все эти элементы культуры деятельности важно сформировать заблаговременно, пока ребенок находится в детском саду, и если в дошкольные годы он приобретет необходимый опыт, то став школьником сумеет организовать свой учебный труд. Привитие элементарных навыков культуры деятельности начинается с формирования у детей умения правильно пользоваться расческой и носовым платком, играть, держать карандаш и т. д., тем самым у ребенка формируются чувства бережливости, аккуратности, организованности.

Уже в дошкольном возрасте ставится задача воспитания культуры отношений между мальчиками и девочками. Педагог добивается, чтобы мальчики играли, общались с девочками как с равными, и вместе с тем вырабатывает у них по отношению к девочкам предупредительность, сдержанность, умение уступить, заступиться. Именно мальчикам предлагается первыми войти в кабинет врача на прививку, первыми съехать с горы, перепрыгнуть через препятствие, оказать помощь, поднять уроненную вещь. Правильное отношение к девочке прививается быстрее, если педагог сумеет установить в группе традиции, при которых мальчики считают, что обидеть девочку некрасиво, стыдно, недостойно, а привлекательную для обоих игрушку, книгу следует уступить девочке, подождать своей очереди. При этом очень важно, чтобы мальчик понимал: «Он уступает не потому, что слаб, а потому, что силен.» Пусть эти еще совсем маленькие проявления вежливости и внимания лягут в основу взаимоотношений между детьми.

Культура поведения проявляется у детей и в их отношении к взрослым: в уважении к ним, их просьбам, в умении выслушивать взрослых не перебивая, благодарить за помощь, совет, услугу, детей приучают называть взрослых по имени-отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, не вступать в общение без необходимости.

Детям младшего дошкольного возраста воспитатель постоянно напоминает о соблюдении правил. Такое напоминание является своеобразной профилактикой против возникновения отрицательных привычек. И это очень важно, так как «если не воспитаны разумные привычки и навыки, то воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это уже значительно труднее, а иногда и невозможно». (А. С. Макаренко)

Подсказывая детям, как надо поступать, воспитатель как бы программирует их действия, предвосхищая отрицательные проявления. Например: перед тем, как войдем в помещение, все тщательно вытрем ноги, аккуратные дети всегда так поступают. Детям среднего и старшего возраста полезно раскрывать нравственный смысл вводимых правил (вытер ноги, убрал за собой, значит уважаешь того, кто наводил порядок в комнате).

Выбирая способы влияния на детей, педагог учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, накопленный опыт. В одном случае можно мягко, но тоном, не допускающим возражения, сказать: «Так не обращаются к старшим!». В другом – сделать замечание, например: «Разве так можно? А если бы с тобой так обошлись, тебе было бы приятно?» В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя некрасиво, мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел? Почему ты так думаешь?» Главное, чтобы каждое замечание было тактичным, будило совесть ребенка.

Знакомить детей с нормами поведения – это не значит постоянно читать им нотации. Показ и разъяснение не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершаться в обычных, естественных условиях, вытекающих из жизненных ситуаций. Степень осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их обосновывают. Можно так: в спальне ведите себя тихо! Но можно иначе: за стеной вашей спальни находится спальня малышей, постарайтесь не шуметь, маленькие уже спят. В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий, рассчитаны на пассивное подчинение. Во втором случае – рассчитаны на их осознание. Естественно, ответственность детей за свои поступки повышается: они поставлены перед необходимость считаться с удобствами других.

Ребенку недостаточно знать правила культурного поведения, чтобы он мог руководствоваться ими. Дети, например, знают, что за услугу следует благодарить, что за нечаянно доставленное неудобство надо извиниться, но… очутившись в одной из подобных ситуаций, забывают об этом. Почему? Прежде всего приходится учитывать, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. Еще А. С. Макаренко указывал на это, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступить, и привычным способом поведения «есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом»

Заполнить опытом это значит постоянно упражнять ребенка в выполнении правил поведения.

…Дети одеваются на прогулку. Андрей сидит на скамейке и разложив на ней все свои вещи, обувается. Диме тоже надо сесть.

–Ну, ты, давай подвинься, ишь расселся!

-Вот еще, подождешь, не видишь, я одеваюсь!

Готова вспыхнуть ссора, мальчики не собираются уступать друг другу.

- «По крутой тропинке горной шел домой барашек черный», - обращаясь к детям, говорит педагог, напоминая им слова известного стихотворения. – Что же дальше случилось с барашками?

- Они не уступали друг другу, вот и утонули оба.

- А не похожи ли вы на них? – лукаво улыбаясь, говорит педагог. – Не стоит ли как-то по-другому решить ваш спор?

Переключение от конкретной ситуации к воспоминанию о результате неуступчивости персонажей шутливого стихотворения действует на детей, они привлекают свой опыт и находят выход:

- Ладно, - говорит Андрей – я подвинусь и пальто в шкаф повешу, чтобы больше места для тебя осталось.

- Спасибо, - отвечает Дима уже дружелюбно, - А я помогу тебе шнурки завязать.

Если от детей, например, требуют без отступлений всегда благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать свои вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием педагога, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней потребности поступать именно так, а не иначе.

К концу пребывания в детском саду дошкольник должен усвоить весь комплекс правил культуры поведения. Если воспитатель внимателен к выполнению детьми правил поведения, не допускает отклонения от них, то вскоре они становятся для всех детей нормой.

Предупредительность, вежливость, деликатность, культура общения и деятельности - это все проявления воспитанности. Занимаясь воспитанием в детях лучших человеческих качеств ни на минуту нельзя забывать, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя : только характером можно образовать характер, а воспитывать можно только собственной воспитанностью, ведь психология ребенка такова, что он по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похожим. В течение дня дети постоянно общаются между собой, обмениваются мнениями, обсуждают общие дела, вступают порой в спор. Всегда ли они используют культурные формы обращения, выбирают правильный тон, соблюдают правила этики? И если воспитатель может ответить на эти вопросы утвердительно, значит он достиг своей цели – сформировал у детей устойчивые привычки культуры поведения. А значение этих привычек высоко оценивается в крылатой фразе: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Этикет с малых лет» «К размышлению…» Спит младенец в детской кроватке, а родители им любуются, и представляют себе, что вырастет он взрослым уважаемым человеком.

Консультация для воспитателей «Детям об этикете» Как приятно видеть в переполненном транспорте молодого человека, уступающего место женщине с ребёнком или старушке. Невольно улыбаешься,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры поведения
Опубликовано: 6 октября 2014 в 21:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культуры поведения» (включая файлы) размещена пользователем Лада Орловская (УИ 193308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД