Папки-передвижки

Воспитание личности средствами народного искусства (2 фото)

Вера Горохова
Воспитание личности средствами народного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание личности средствами народного искусства

Воспитание личности средствами народного искусства
Фото №1 Воспитание личности средствами народного искусства

ир находится в начале нового третьего тысячелетия. Каким он будет – во многом зависит от нас, взрослых, и от тех основ, которые мы заложим в сознании детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть благосостояние государства и общества, духовное и материальное. Что же определяет, характеризует человека и общество, прежде всего?

Публикация «Воспитание личности средствами народного искусства» размещена в разделах

Его культура. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение, т. е. от его личностной культуры и сознания.

Развитие личности человека, его становление, формирование его духовного мира происходит на разных этапах жизни. Однако особо значимым является период дошкольного детства. Именно в дошкольном детстве у ребенка начинают развиваться чувства, черты национального характера, которые определяют его отношение к окружающему миру, влияют на становление детского мировоззрения, личности в целом.

Решая проблему развития основ личности ребенка- дошкольника, большую роль мы отводим искусству. При этом, соблюдая принцип регионального компонента, в первую очередь отдаем предпочтение народному искусству Хохломы. Являясь частью национальной культуры, оно, по определению известного отечественного педагога Т. С. Комаровой, «несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал». Жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, оно пленяет и очаровывает детей, понятно и легко воспринимаемо ими.

Становление базиса личностного развития дошкольника определило цель деятельности: воспитание духовно богатой и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, способной адаптироваться в современном мире.

Тематика занятий с детьми – бесед, занятий путешествий, экскурсий - интересны и разнообразны. :

«С чего начинается Родина»

- «Семенов – столица Золотой Хохломы»;

• «Чудесные превращения дерева:

- «Как рождается Хохломская чашка»,

-«Почему Хохлома Золотая»;

«Добрым людям на загляденье» :

-«Красота рукотворная «,

-«Таинственный мир природы в Хохломской росписи»;

• Тема «Путешествие за пером Жар-птицы», предполагает знакомство с легендами, сказаниями об истории, традициях промысла;

«Талант и мастерство человека живут два века» :

-«Мастерами славится земля»;

-«Мастер золотые руки»;

-«Знакомство с мастерами – умельцами, результатами их труда» и т. д.

Ознакомление детей с особенностями декоративного искусства, присвоение через искусство нравственно - эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение для становления личности ребенка, осознание себя частицей своего народа, города, края.

Каждая тема общевоспитательного блока подкрепляется участием детей в других видах деятельности: игровой, художественно-эстетической, продуктивно-изобразительной. Каждая из них несет свое значение. Так, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от богатства цвета, разнообразие мотивов росписи, проникаются уважением к народному мастеру создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Занятия же художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в самоутверждении (овладев определенными навыками и умениями, ребенок способен создать узор по мотивам народной росписи, использовать элементы росписи в дизайнерской деятельности).

Строя свою работу на основе декоративного искусства Хохломы, мы с раннего возраста стареемся окружить ребенка предметами декоративного искусства; учим его видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов. Затем ребенок, с нашей же помощью, узнает как эти предметы создавались, начинает замечать особенности росписи, видеть новые грани, понимать красоту и неповторимость узора.

Занимаясь устроением предметной среды, мы стремимся к реализации основного требования к ее организации - содействие становлению ребенка как личности : среда, «должна служить удовлетворению потребностей интересов самого ребенка, дать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем» пространства, иметь свободный доступ к средствам изобразительной деятельности, способствовать формированию творческого потенциала в личности ребенка». Поэтому для достижения поставленной цели педагогами активно используется средовое пространство ДОУ :

-интерьер детского сада, где представлены подлинные образцы Хохломского искусства, обогащающие впечатления, радующие глаз;

-центры декоративного творчества в группах;

-изостудия, где проходят беседы- знакомства с искусством, встречи с мастерами- художниками, занятие кружка «Завиток»;

-Музей искусства родного края, где собраны изделия промысла разных лет (в них прослеживается развитие, становление традиции промысла, а также детские работы, участвовавшие в выставках ежегодного Всероссийского фестиваля «Золотая Хохлома»;

-очень любят дети бывать в комнате русского быта «Горнице». Здесь они знакомятся со сказками, легендами из истории народного промысла, национальным бытом.

Важным условием в становлении личности ребенка является взаимодействие ДОУ с социокультурными учреждениями города: вместе с детьми мы - частые гости историко-художественного музея города, Центра детского творчества, художественного лицея, выставочного зала Дома культуры.

Экскурсии на фабрику «Хохломская роспись» имеют общеразвивающий эффект. Дети, кроме наблюдения за трудом художниц, общаются с окружающими: рассказывают о себе, своих увлечениях, задают вопросы, чтобы больше узнать об удивительном. К тому же у многих детей на фабрике работают их мамы или другие знакомые им люди. Дети имеют возможность посидеть за столом художницы, подержать в руках изделие и даже порисовать ее кистью. Дети горды тем, что прикоснулись к «большому искусству». Это очень значимые моменты в воспитании дошкольников, они вызывают яркие эмоции, желание бережно сохранять традиции к труду мастеров - умельцев.

Одно из условий успешной социализации дошкольника - тесная взаимосвязь детского сада и семьи, активное участие родителей в совместных праздниках и посиделках, в оборудовании среды ДОУ, в создании игр и пособий на материале Хохломского искусства, в организации экскурсий и интересных встреч.

Считаем, что творческий подход к организации работы по социализации детей на материале народного искусства, ее системность и комплексность, включение в деятельность заинтересованных педагогов и родителей дает положительный результат, предоставляет нам возможность воспитывать нравственно здоровых детей.

Являясь формой свободного самовыражения и самоутверждения, народное искусство в полной мере способствует совершенствованию чувств, становлению и формированию основ личности ребенка - дошкольника.

Публикации по теме:

«Традиции моего народа». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Образование в России призвано возродить в сознании новых поколений российские и национальные духовные ценности.

Книжки — буквыКнижки — буквы Уважаемые коллеги! Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание личности средствами народного искусства
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 12:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание личности средствами народного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Вера Горохова (УИ 162632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД