Лучший педагог года

Воспитание любви к родному краю посредством ознакомления с традиционными народными праздниками. Развлечение «Колядки»

светлана каткова
Воспитание любви к родному краю посредством ознакомления с традиционными народными праздниками. Развлечение «Колядки»

Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Потеряв Родину и национальность, человек теряет себя, свое лицо. Любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина – этому учат своих воспитанников в детском саду педагоги.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Публикация «Воспитание любви к родному краю посредством ознакомления с традиционными народными праздниками, Развлечение „Колядки“» размещена в разделах

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего родителей, дом, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось и отношение к Родине.

Все реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика. Восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, привить любовь к Родине, научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, воспитать любовь к родным местам, ко всему что окружает ребенка с детства, гордость за свою страну – цель, которую я выдвинула как приоритетную в работе с дошкольниками.

Издавна на Руси любили праздники и с особым размахом их отмечали. Праздники тесно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках и сохраненная в веках, должна быть передана детям.

В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы.

Праздник Колядки проходит внутри детского сада, дети ходят колядовать друг к другу в группы. А как любят дети Масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно проводим на улице, во дворе детского сада. Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и пасхальными игрищами. Великолепно проходят и осенние праздники «Осенины». После народных хороводов, игр, забав – традиционное чаепитие. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных музыкальных инструментах, частушек, народных игр. Это целые театрализованные представления, где дети водят хороводы, играют в игры, знакомятся с традициями и обрядами.

Колядование, медовый и яблоневый Спас, Масленица войдут в жизнь ребенка ярким событием и надолго останутся в памяти. Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение, а педагоги продолжают эту славную традицию.

Развлечение для подготовительной группы «Колядки»

Цели и задачи:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками : Рождеством, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями;

Разучивать музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;

Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа;

Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине;

Развивать творческие способности детей при разыгрывании театрального представления.

Ведущие – 2 педагога.

Краеведение + музыка. (Зал оформлен под русскую избу).

Хозяйка 1 (одета в русскую народную одежду)

Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года.

Хозяйка 2

Зима очень богата праздниками. После осенних работ наступала пора отдыха и развлечений. Праздники шли друг за другом : Новый год, святки, колядки, Рождество, крещение.

Хозяйка 1

В это время устраивали посиделки, игры, гулянья, гаданье и ярмарки.

Реб. 1

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный

Наши предки пили, ели, веселились две недели!

Реб. 2

Зародилась Коляда накануне Рождества, пришла Коляда, открывай ворота!

Эй, спешите-ка сюда! В гости Коляда пришла!

Будем мы шутить, смеяться, песни петь и забавляться.

Хозяйка 1

В святочные вечера дети ходили колядовать. От дома к дому ходили, пели песенки-колядки, хвалили новый год и будущий урожай. Хозяева угощали детей сладостями, а те пели хвалебные песни добрым хозяевам.

Хозяйка 2

Но не все хозяева были добрыми и щедрыми. Некоторые жадничали, скупились, прогоняли колядовщиков. Тогда дети корили их за это в песенках.

Хозяйка 1

А еще в святочные вечера любил русский народ одеваться-рядиться в разные наряды зверей, птиц, чудищ и ходить по дворам пугать хозяев. Их так и называли – ряженые.

(Хозяйки расходятся по домам)

Входят колядовщики (Дети одеты с русскую одежду с трещетками, дудками и ложками).

Стучатся к хозяйке 1.

Все

Дома ли хозяева?

Хозяйка 1

Дома.

Кол.

Позвольте-ка хозяева колядку спеть?

Вы позволите – мы споем, а не позволите – прочь пойдем.

Хозяйка 1

Пойте, пойте!

Кол. 1

Маленький хлопчик сел на снопчик, во дуду играет, коляду потешает.

Кол. 2

Пришла коляда – открывай ворота! Дайте мне коровку – масляну головку, ты мне дай пирожок ради праздника, пышки да лепешки, поросячьи ножки – в печи сидят, на нас глядят.

Кол. 3

С новым годом! С новым счастьем! Чтоб поросятки водились, горшки не бились, чтоб богатым был весь год.

Кол. 4

Коляда, коляда поехала по дрова.

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку.

Все

Тетенька-добренька, дай что-нибудь сдобненько, пышку да лепешку, да поросячью ножку.

Хозяйка 1

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы, да тепленький пирог, да маслице-творог.

(Складывает угощения детям в мешок, приглашает детей зайти в дом).

(Выходят другие колядовщики, идут к избе хозяйки 2).

Все

Дома ли хозяева?

Хозяйка 2

Дома.

Кол.

Позвольте-ка хозяева колядку спеть?

Вы позволите – мы споем, а не позволите – прочь пойдем.

Хозяйка 2

Ну, пойте…

Кол. 5

Сеем, веем, посеваем, с новым годом поздравляем,

Сеем, веем, посеваем, счастья, радости желаем.

Кол. 6

Сколько в лесу осинок – столько сам и свинок,

Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков,

Счастья да любовь, да совет на долгий век.

Кол. 7

Коляда, коляда прикатила молода,

Мы искали коляду во Ивановом двору.

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять, велит скоро подавать.

Или тепленький пирог, или маслице-творог,

Или денежку копьём, или рубль серебром.

Хозяйка 2

Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Кол. 8

У Ивана-то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита, и рубаха не помыта.

Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка 2

Хватит, хватит просить, уходите к другому дому!

Кол. 9

Коляда, коляда, длинная борода,

Кто не даст ножку – расколю окошко.

Кто не даст хлеба – уведу деда,

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Хозяйка 2

Что вы, что вы, оставайтесь, чем хотите угощайтесь. Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки – кушайте детки!

Кол. 10

Уродись пшеничка на поле стогами, на столе – пирогами. Счастье будет вам горой, урожая воз большой!

(Проходят, садятся в дом к хозяйке 2).

(Входят ряженые цыганка, медведь, коза).

Ряж.

Ряженых пускаете?

Хозяйка 1,2

Пускаем, пускаем!

Цыганка

Коляда, коляда, подай пирога!

Кто даст пирога – тому полон хлев скота!

Овин с овсом, жеребца с хвостом!

Кто не даст пирога – тому куричья нога!

Хозяйка 1,2

Угощайтесь.

Медведь

Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день! Мы не сами идём, мы козу ведём! Где ты, козочка, ходила?

Коза

Ходила я по тёмным лесам, по широким борам и к вам пришла. Давайте, ребята, играть в игры.

*Игра «Пошла коза по лесу» (Дети водят хоровод, коза ходит в середине).

Пошла коза по лесу…

Искать себе принцессу…

Давай, коза, попрыгаем…

Ножками подрыгаем…

Ручками похлопаем…

Ножками потопаем…

Хвостиком помашем…

И опять попляшем…

(Коза показывает танцевальное движение, дети повторяют, коза выбирает лучшего, он становится в круг вместо козы)

*Игра «К нам коза пришла!»

К нам коза пришла, коляду привела, сама пришла, всех детей привела, а самого маленького оставила.

Цыганка и медведь образуют воротики, коза ведёт детей через ворота, на последние слова ворота закрываются, кто не успел пройти – встает с цыганкой и медведем воротиками.

Хозяйка 1

Поиграли мы с вами, а теперь погадаем! Хотите?

ГАДАНИЕ 1 (На жизнь). Дети бросают через плечо валенок. На полу разложены разные предметы. На какой предмет покажет носок валенка – такая жизнь будет. (Украшение – богатая, конфета – сладкая, хлеб – сытая, дудка – весёлая, цветок – счастливая, колокольчик – радостная).

ГАДАНИЕ 2 (На выбор профессии). Дети из мешочка, не глядя, достают себе предмет. (Ножницы – парикмахер, сантиметр – швея, книжка – писатель, муз. инструмент – музыкант, микрофон – певица, машинка – водитель, монета – банкир, градусник – врач, игрушка – воспитатель, кисть – художник).

*Игра «Найди пару»

Хозяйка 1

Ребятки, отгадайте наши загадки.

*Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз).

*Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела – стала улица бела.

(Метель).

*Скатерть белая, весь мир одела. (Снег).

*Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом).

*Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинка).

*Невидимкой осторожно он является ко мне и рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз).

Хозяйка 2

В рождественские дни есть такая примета: если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно сбудется. Смотрите, сколько звездочек у нас.

Танец «Рождественские звезды».

В конце хозяйки бросают звездочки из фольги, дети ловят, загадывают желание.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возрастаНародные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Стихотворение о Родине Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному краю посредством ознакомления с традиционными народными праздниками. Развлечение «Колядки»
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 21:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД