Ирина Васильевна Тресковская
Воспитание маленького патриота
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство гордости за свой народ, свою культуру, традиции, язык и уважительное отношение к своим предкам является базой для личностного роста ребенка.
И если вы решили вырастить из своего карапуза патриота своей республики, страны и достойного гражданина своего государства, то вам необходимо знать некоторые особенности патриотического воспитания. Как и любое другое воспитание, оно должно вводится постепенно в меру того, что малыш может понимать в своем возрасте; должно быть постоянным, т. е. не выдавать ребенку всю информацию за один вечер и думать, что задача по воспитанию патриота выполнена; с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка (пол, темперамент, ведущий канал восприятия информации и др.).
Публикация «Воспитание маленького патриота» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому важные сведения лучше давать часто и понемногу, чтобы не переутомлять малыша и он мог лучше все это запомнить.
Отношение к своей родине закладывается в детях с раннего детства. У маленьких детей мышление эгоцентрично, т. е. центром мира вокруг является он сам. И мир воспринимается ребенком как созданный для него: солнце, чтоб ему светить и греть; река, чтобы плыть по ней; люди есть только тогда, когда ребенок видит их. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности, мудрость народа: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, бережное отношение к природе и всему живому, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, родным городом, с его богатой историей. Задача родителей – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, традиции, история, достопримечательности, памятники, свой быт. Необходимо формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город.
Существуют возрастные особенности восприятия такой информации. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей и воспитывать уважения к труду.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы прогулки по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами, посещение исторических, этнографических, краеведческих музеев.
Расширение представлений о России, со столицей нашей Родины, знакомство детей с символами республики и государства с гимном, флагом и гербом. Для воспитания гражданской позиции необходимо формирование элементарных знаний о правах человека.
Есть общественные праздники, массовые гуляния, где можно почувствовать это народное единение. Развитие чувства ответственности и гордости за республику и страну происходит через осознание того, что достижения каждого человека по отдельности являются общими достижениями страны.
Все это можно предлагать ребенку в виде занятий, в играх, в труде, в быту — так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
В своем рвении воспитать маленького патриота важно не переусердствовать и помнить, что грань между патриотизмом и национализмом очень тонкая. Ведь основной задачей патриотического воспитания является не только любовь к своей стране, своему народу, но и проявление национальной и религиозной терпимости к другим людям. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
Патриотическое воспитание дает ребенку уверенность в себе, чувство гордости за свою Родину, знание и уважение своих корней.