МААМ-картинки

Воспитание миротворчества в детском саду

Светлана Крылова
Воспитание миротворчества в детском саду

Миротворчество - творение Мира - внесение Мира в жизнь и прежде всего в души людей. Кто способен на это? Конечно, только тот, кто имеет Мир в себе и с Миром идет в жизнь.

Стать юным миротворцем почетно. Кто может знать, когда ребенок, подросток уже готов к этому? Весь строй жизни должен быть преобразован в ключе мира и добра. Для этого должен быть преобразован весь уклад жизни. Семья, детский сад, школа должны настроиться и сосредоточиться на этом.

Публикация «Воспитание миротворчества в детском саду» размещена в разделах

Решая проблему воспитания миротворчества у старших дошкольников в детском саду, мы разработали программу «Азы миротворчества», так как внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс детского сада считаем необходимым и своевременным. Ведь известно, что личность человека формируется до семи лет и в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества в котором он живет.

Миротворческое воспитание – это процесс целенаправленного обучения и воспитания, целью которого является формирование толерантной, миролюбивой личности, обладающей знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами и навыками ненасильственного, конструктивного общения.

Дети легко распознают, где настоящее, а где фальшивка. Они чувствуют искренность и отличают формализм. Поэтому, если детский сад становится на путь миротворчества, воспитания детей в духе Мира и Культуры, руководство должно сделать так, чтобы все сотрудники образовательного учреждения - от технических работников до заведующего - прониклись общей идеей, целями и задачами. Этим настроем буквально должен быть пропитан воздух ДОО.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются и русские, и украинцы, и мордва, и чуваши, и татары, и казахи, и таджики, и армяне, и грузины. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Проведя теоретическое исследование по данной теме стало очевидным недостаточность практических разработок миротворческого воспитания подрастающего поколения, а особенно - дошкольников. На базе нашего детского сада проведено исследование формирования гармоничных межличностных взаимоотношений дошкольников в социуме через миротворческое воспитание. Для проведения эксперимента была создана предметно-развивающая среда, обучен педагогический состав, подготовлены дети старшего дошкольного возраста, проведена работа с родителями. В связи с решением данной проблемы становления гармоничных межличностных взаимоотношений дошкольников в социуме через миротворческое воспитание в детском саду разработана, как сказано было выше, авторская программа «Азы миротворчества» и внедрена в воспитательно-образовательный процесс ДОО. Для проверки эффективности воздействия реализации программы на дошкольников сформирован комплекс диагностических методик.

Перед началом практической работы был проведен психолого – педагогический мониторинг. Результаты диагностики на начало года показали проблемы детей во взаимоотношениях с окружающим миром, так как у ребят старшего дошкольного возраста довольно высокие показатели тревожности, агрессии и неуверенности. Затруднения возникли в вопросах о традициях, о правах ребенка, понятие «толерантность» ребятам не знакомо.

Воспитывая миротворчество у дошкольников, мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Реализовывая программу «Азы миротворчества» мы провели много интересных мероприятий, и с детьми, и с родителями, и с сотрудниками, формирующих миротворческое сознание. Это занятия, беседы, игры, экскурсии, праздники такие как: экскурсия в краеведческий музей, в библиотеку, акция «Грубости и злословию – нет!», досуг «Давайте говорить друг другу комплименты!», праздник «День добра», «Дружба живет вместе с нами», «Защитники Отечества», «День мужества»; конференция «Воспитываем будущего гражданина», мастер – класс «Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе», родительское собрание на тему «Толерантность в разрешении конфликтов», деловая игра на тему «Тест на толерантность», семинар – практикум на тему «Формирование ключевых компетенций в социально – нравственном воспитании дошкольников» и другие.

На конец года видно отсутствие агрессивности у ребят старшего дошкольного возраста. Высокая самооценка и низкий уровень тревожности – хорошая динамика по результатам работы в программе. Сравнительный анализ результатов начала и конца года показал, что воспитанники стали более дружелюбными, отзывчивыми на чужую боль. Детей, которые не имеют в группе постоянного друга, в основном играют в одиночестве или с разными группами детей не выявлено. К концу учебного года дети стали свободно объяснять такие понятия как «миротворчество», «толерантность». Увеличился уровень эмоциональных связей дошкольников, повысилась самооценка, а агрессивность резко снизилась. Объем знаний по теме «Толерантность и миротворчество» увеличился: расширился как пассивный, так и активный словарь ребенка.

Внедрение системной, целенаправленной работы позволяет получить более высокий уровень интеллектуального, эмоционального, нравственного и речевого развития, что свидетельствует об эффективности авторской программы «Азы миротворчества» по формированию гармоничных межличностных взаимоотношений дошкольников в социуме через миротворческое воспитание и целесообразности ее использования в образовательном и воспитательном процессе дошкольных учреждений РФ.

Формированием толерантности и миротворчества у детей мы занимаемся, начиная со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Наша программа предъявляет особые требования к организации предметно – развивающей среды в группах. Мы предлагаем оформить в группах Уголки миротворчества и толерантности, где дошкольники могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о Родине, различных национальностях, армии и т. д. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села (города, родной страны, столицы, разных народов, армии, родов войск и многое другое. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации военной техники, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флагов, куклы в национальных костюмах. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию нравственных и патриотических чувств, например:

Праздничный концерт ко Дню пожилого человека;

Акция «Твори Добро»;

Праздник «День толерантности»;

Досуг «Когда семья вместе – душа на месте»;

Спортивно – музыкальный праздник «Солдатушки – бравые ребятушки».

Проект «Мы помним героев»;

Праздник «День Победы;

Праздник «День защиты детей»

Мы считаем, что формирование толерантности и миротворчества должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственно образовательной деятельности.

В статье «Боль планеты» (1933г.) Николай Рерих писал: «Конституция человеческая по сущности своей позитивна, созидательна, и разлагающие элементы не что иное, как продукты невежества. Ведь оно, это темное невежество, засоряет ум, сушит сердце, засоряет и иссушает всю планету. Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь ухо, укрепленное истинными ценностями».

Именно выявление и донесение до детского сознания этих великих и общих для всех народов ценностей и должно стать одним из стратегических направлений культуры мира и педагогической концепции миротворчества. Идея «Общечеловеческие духовные ценности - детям» положена нами в основу программы «Азы миротворчества».

Многообразие народов, населяющих нашу планету, прекрасно, но еще прекрасней оно станет при осознании своего единства. К такому просвещению и образованию, на наш взгляд, и должно вести истинное миротворчество. Миротворчеству в XXI веке альтернативы нет!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие. -М., 2005.

2. Бардовская Н. В., Рван А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2001.

3. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М. :ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников : Пособие для педагогов ДОУ. Для работы с детьми 5-7 лет. - М., 2008.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-104 с.

6. Рерих Н. Знамя мира – Минск «Асар» - 1996г.

Публикации по теме:

«Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» (консультация для родителей) Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой родины, мы помогаем ему установить положительные отношения.

Замечательная профессия — воспитатель. Я воспитатель,и горжусь этим,ведь жизнь свою посвящаю детям! Во все времена у всех народов люди высоко ценили тех,кто учил их добру. Да,это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание миротворчества в детском саду
Опубликовано: 17 апреля 2015 в 08:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД