раиса часовских
Воспитание патриотических чувств дошкольников при ознакомлении с народными праздниками и традициями родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев.
Публикация «Воспитание патриотических чувств дошкольников при ознакомлении с народными праздниками и традициями родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Поэтому, нравственно-патриотическое направление является одним из приоритетных в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Свою работу по приобщению детей к народной культуре я построила на основе ознакомления детей с русскими праздниками и традициями.
Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Дети считают дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников. Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствует сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют образовательную функцию, так как в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.
Возрождал праздничные народные традиции в дошкольном учреждении коллектив ДОУ, который преследует цель приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры.
Одной из задач стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника. При организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени, соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Особое внимание в ДОУ уделяется совместной деятельности детей, воспитателей, музыкального руководителя, узких специалистов, родителей. Она выражается в творческой продуктивной деятельности по подготовке к празднику. Так, например, родители помогают изготавливать элементы праздничного оформления помещения, дети с музыкальным руководителем разучивают песенки, хороводы, танцы; с инструктором по физкультуре разучивают русские народные игры, в изостудии учатся расписывать пасхальные яички, разными яркими узорами делать поделки из семян, разрисовывать маски зверей к Рождеству.
Так же детский сад сотрудничает с Домом Культуры поселка Троицкий, детской школой искусств, библиотекой. Совместно мы организовывали такие праздники как «Масленица», Новогодне-Рождественские гуляния.
В нашем дошкольном учреждении создана развивающая среда- этнографический музей «Русская горница». Она представляет собой внешний вид старинной избы, где находятся различные экспонаты: маслобойка, доска для стирки, ступа, старинные утюги, серпы и многое другое, что помогает воспитателям проводить там непосредственно- образовательную деятельность познавательного характера, а в преддверии праздника слушать пасхальное песнопение, колокольный звон, водить хороводы.
В ДОУ имеется народный календарь, в котором каждое время года отмечено памятным праздником : это проводы зимы, радость собранного урожая, летние гуляния и другие.
Из всего разнообразия праздников были выбраны наиболее любимые детьми, такие как Осенины, Рождество, Пасха.
ОСЕНИНЫ- основная цель этого праздника – расширение социально-коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народных праздников. Перед торжеством с дошкольниками проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень урожайная» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей, фруктов, семян и других даров природы. Каждая группа оформляет осеннюю композицию, придумывает свой девиз. О своеобразии земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий познавательного цикла.
РОЖДЕСТВО- это один из самых главных христианских праздников. Этот праздник самый яркий и веселый. Улицы и площади к Рождеству всегда были в праздничном убранстве, всюду устраивались фейерверки, звонили колокола. По рождественскому обычаю в городах и селах по домам ходили колядовщики (христославы). Своим песнопением и колядками они славили рождение Спасителя, а хозяевам желали здоровья и богатства.
В нашем дошкольном учреждении мы с детьми тоже проводили этот праздник. Цель его проведения- осмысление исторического наследия прошлого, воспитание любви к Родине, к своему народу, к родному языку. В рамках предварительной работы педагоги организуют выставки: «Рождественская сказка», «Традиционные маски», «Рождественские открытки», рассказывают детям о рождественских песнях, колядках, а так же разучивают их с детьми. Это такие колядки как «Пришла коляда на кануне Рождества», «Пришла коляда- отворяй ворота», «Коляда-коляда, подавай пирога». Воспитанники вместе с родителями изготавливают из бросового материала оригинальные елочные игрушки, помогают изготавливать костюмы для «ряженых», маски. На Рождество Христово дети любят рядиться. Вместе с воспитателем они надевают маски, наряжаются цыганами, рядятся в костюмы животных и идут колядовать по группам друг к другу с пением:
Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку, Всем понемножку,
Неси, не тряси,
Давай, не ломай!
За это они получают угощения- пряники, печенья, конфеты.
На прогулках для детей так же устраиваются праздники- «Зимние забавы».
А уж забав этих, из далеких времен пришедших от наших предков, великое множество. Здесь и катание на санках с горки кто дальше, и метание снежков в цель, и санные поезда для малышей. «Мороз не велик, а стоять не велит», вот и ребята соревнуются в силе и ловкости. А потом чай с печеньем, специально выпеченные для Рождества в виде свинок, коровок, ягнят, овечек. А вечерами устраиваем в «Русской избе» посиделки с народными играми : «Башмачник», «Прялица», «Бабка-Ежка» и другие, разыгрываем театрализованные представления по русским народным сказкам, загадываем загадки.
Во время интегрированной образовательной деятельности дети так же узнают об обычаях и традициях нашего народа, об особенностях этого праздника.
Праздник ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА- «Святая Пасха»- главный христианский праздник, «праздников праздник и торжество торжеств». Пасхальный стол на Руси всегда отличался великолепием, был вкусным и обильным. На стол ставили особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич и пасхальные крашеные яйца. На Пасху принято «христосоваться», т. е. поздравлять друг друга с праздником, одаривать друг друга крашеными куриными яйцами, а так же точеными деревянными, расписными по золоту яркими узорами. На Руси считалось, что добрые дела, совершаемые на пасху в пользу других, а особенно обделенных судьбой, помогает снять грех с души, поэтому на это время приходилось особенно множество пожертвований.
Цель проведения этого праздника- воспитать в детях художественный вкус, создать из обычного необычное- главная задача организации совместной работы детей, воспитателей, родителей при росписи яиц разнообразными способами. Оформленные композиции представлены на выставке «Пасхальное яичко» в каждой группе.
С детьми так же проводится большая предварительная работа. Например, на прогулке наблюдаем за небом. Если на Пасху небо ясное и солнце «играет»- к хорошему урожаю. На Святой дождь- добрая рожь. На святой гром- к урожаю. Детям рассказывается зачем на пасху обмениваются яичками. Это нужно для того, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Дети так же узнали почему яйца нужно красить в красный цвет. Ведь яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. Разучивали с детьми игры с яйцами, такие как «Чье яйцо дольше покрутится», «Бей яйцо по медным лбам». Катая яички по желобу приговариваем «Ты катись яичко, да ко душе Господней! Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!». Дети на прогулке играли в народные игры «Верба-вербочка», «У Казани у реки», водили хороводы с пением:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко,
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Таким образом, приобщая детей к народной культуре, народным праздникам и традициям, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, умения, знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера. Ведь народные праздники являются для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу, оставляя в их памяти глубокий след.
Список используемой литературы
1. О. Л. Князева, М. Л. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»