МААМ-картинки

Воспитание родительского доверия

Светлана Гордиенко
Воспитание родительского доверия

Воспитание родительского доверия

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт нашей работы по актуальной и высокой степени проблемной теме – проблеме взаимоотношения детского сада и семьи.

Процесс адаптации к условиям дошкольного учреждения, и вообще воспитательный процесс в младшем дошкольном возрасте, невозможен без тесного контакта с родителями. Современные родители – законные представители зачастую очень заняты, нетерпеливы, недоверчивы и приучены отстаивать свои права, которые они хорошо сейчас знают. Они склонны обвинять других, склонны демонстрировать непоследовательность в действиях – и тотальное неумение общаться и выстраивать продуктивный контакт. В дополнение к этому, наши родители недостаточно педагогически грамотны, тревожны и гиперответственны в отношении ребенка, правда, иногда на словах. Эти же модели поведения зачастую родители переносят на взаимодействие с воспитателем. В современной педагогике даже появился термин «невоспитанние родители». В связи с этим в практике работы воспитателя и функционирования детского сада как организации сложилась проблема взаимного доверия : родители в силу ряда причин не доверяют ДОУ и педагогу, а мы не доверяем родителям, не воспринимаем их как партнеров в воспитании детей (зная все современные тенденции). И существующая масса современных и нетрадиционных форм работы с родителями разбивается об эту проблему.

Публикация «Воспитание родительского доверия» размещена в разделах

Т. о., мы в своей работе вышли на проблему формирования доверия родителей к детскому саду и ДОУ к родителям как основы построения продуктивных отношений во имя развития ребенка. Очевидно, что решать эту проблему необходимо на раннем этапе, на момент поступления ребенка в сад. И период адаптации ребенка к условиям ДОУ является периодом первичного формирования доверительных отношений системы «детский сад-родители» и «детский сад-воспитатели».

Очевидно, что решение задачи формирования доверия поможет рассматривать родителей как ПАРТНЕРОВ весь дальнейший период пребывания ребенка в саду. Партнерство – это разделённая ответственность, это готовность брать на себя обязательства и ответственно их исполнять (а не перекладывать друг на друга). Для ДОУ – это ещё и умение родителей выстраивать верный диалог с учреждением, продуктивно решать конфликты, не выносить сор из избы.

Проект по формированию родительского доверия был реализован в прошлом году на одной из групп нашего сада. Его результаты показали продуктивность подхода – работать не через хаотический набор форм работы с родителями, а через концепцию формирования доверия. В этом учебном году в проекте все 4 группы раннего возраста нашего сада.

Итак, начинать работу необходимо с осознания понятия «доверие». ДОВЕРИЕ : уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь (Ожегов). Доверие – это ценность. И связано оно со следующими понятиями: безопасность, близость, надежность, компетентность, порядочность, тепло, открытость, искренность, забота, честность, бережность. Очевидно, что для установления отношений доверия необходимо согласование и разделение этих ценностей всеми сторонами – и родителями, и воспитателями, и организацией.

Управление доверием в науке рассматривается как функция управления, а сформированное доверие – как ресурс развития организации, как ресурс улучшения качества работы. Начиная работу по проекту, мы предполагали, что сформированное доверие улучшит показатели процесса адаптации детей; к концу года позволит рассматривать родителей как коллектив родителей с разделенными целями и общими интересами; к концу года сформируются определенные нормы и правила общения и взаимоотношения детского сада и родителей.

В рамках мастер-класса мы хотели бы представить модель взаимодействия с родителями, которая формирует достаточный уровень доверия, закладывает у большинства родителей платформу для формирования партнерских и доверительных отношений.

1. Формирование доверия – это активный процесс, которым должен управлять педагог. Выстраивать взаимодействие с родителями возможно только с глубоким пониманием основ обучения взрослых и взаимодействия со взрослыми – уважение имеющегося у них личного и профессионального опыта, приоритет индивидуального подхода, ориентир на совместную деятельность, понимание того, что взрослый сам выберет те формы общения и развития отношений, которые ему комфортны и удобны с точки зрения места/времени.

2. Вариативность предлагаемых форм работы с родителями. Мы должны предложить родителям большое разнообразие форм взаимодействия, традиционных и нетрадиционных, чтобы они, ориентируясь на свой опыт и возможности, выбрали для себя наиболее приемлемые – и всё равно были сопричастны жизни группы и сада. Среди форм работы, которые мы используем – и …. и многое другое из того, что рассказывали коллеги. Наверное кажется странным, что мы в большом объеме предлагаем родителям участвовать в конкурсах, акциях и т. д. Это не случайно – дети конечно, еще очень маленькие, не могут активно участвовать. Но они видят, как творят и работают родители, как они сами восхищаются своей работой; дети помогают нести работу в сад и выставлять её, вместе с родителями слушают благодарность от воспитателя, видят интерес других к работе, которую принесли родители. Кроме того, мы начинаем с раннего возраста собирать портфолио; грамоты и дипломы участников, фотографии работ, начинают копиться и рассматриваться (фото дипломов, поделок на слайд)

3. Основа формирования доверительности – это регулярное общение, формы которого воспитатель разнообразно предлагает родителям. Задачей нашей работы являлось выстроить общение не только с воспитателем, но и между родителями. В первые же дни функционирования группы мы создаем закрытую группу общения в Одноклассниках, куда включаются все родители, педагоги, администрация. Самое главное – регулярно вести группы, выкладывать темы и комментарии. Способом привлечь родителей и поддерживать практику регулярного посещения группы является выкладывание фотографий и видео с детьми. Темы:…

Кроме того, для организации общения, в том числе неформального, мы используем формы: консультации и мастер-классы со специалистами (тема например психолога, чаепития, личные сообщения в социальных сетях, экспресс-консультации, переносные письменные консультации (выдаются домой, информационный экран и прочее. Основной тон общения – тактичность, лояльность, создание уверенности в том, что проблемы родителей разделяются, решение задач развития ребенка – в приоритете.

4. Внимание к людям и консультативное принятие решений – ещё один значимый компонент в нашем подходе. Наша модель предполагает постоянную обратную связь, которую мы проводим как в форме индивидуальных ситуативных бесед, так и в форме регулярного анкетирования и оценки обмена мнениями родителей. Напомним, что реализация такой обратной связи – это одна из задач работы с родителями по ФГОС. Постоянная обратная связь информативна, дает родителям уверенность в том, что их мнение будет услышано. Мы регулярно используем быстрые анкеты закрытого и открытого типа, направленные не только на выявление отношения к отдельным сторонам жизни ребенка, но и на выявление отношений родителей к каким- либо событиям. Например, анкета «Домашние праздники», «Игрушки наших детей», «Что читаем и что смотрим» - это анкеты, призванные собрать интересную информацию о семьях группы, анкеты «Питание в детском саду»…. – это тип информации, который может повлиять на управление учреждением и педагогический процесс. Результаты интересных анкет мы вывешиваем в группе. Например:

1. Сколько времени (в мин) в день ребенок проводит с отцом: от15мин до 30мин – 40%, от 30 до 1 часа – 25%, остальные – уделяют время на выходных

2. В какие игры ребенок играет с отцом: игра- возня – 100%, развивающие (конструкторы, кубики, пирамидки» - 90%, с машинками/куклами – 40%, подвижные – 60%, пальчиковые – 10%,)

3. Как отец называет ребенка (чаще всего) : по имени, укороченным ласковым именем?%, ласковым прозвищем (зайка, киска?%

Постоянное положительное информирование о жизни ДОУ, группы, взаимное информирование родителей. Это необходимо для убеждения родителей в профессиональности и компетентности педагогов. Мы вывешиваем в группе информацию о тех курсах и вебинарах, которые посетили, размещаем информацию о материалах и статьях, которые опубликовали наши педагоги, все дипломы и грамоты, информацию о статьях, которые показались нам как педагогам интересными и о которых мы готовы поговорить с родителями. Группа постоянно полна приглашениями посетить театры и выставки, принять участие в конкурсах, познакомиться с интересным родительским порталом в Интернете и т. д. Уже с ноября вводится практика семейных газет и мини-выставок детей, где родители могут «презентовать» свою семью.

Т. о., в рамках сегодняшнего нашего выступления мы хотели показать опыт нашей работы по направлению, продемонстрировать модель и теоретические основы, на которых можно выстраивать работу с родителями и оценивать её эффективность.

Публикации по теме:

«Планета радости и детства». Информирование детей о телефоне доверия как о виде психологической помощи«Планета радости и детства». Информирование детей о телефоне доверия как о виде психологической помощи Цель: проинформировать детей о телефоне доверия как о виде психологической помощи, мотивировать детей на обращение за помощью телефона доверия.

«Почта доверия»«Почта доверия» Для более тесного общения с родителями я придумала одно из направлений работы,"Почта доверия" - в письменном виде родители могут задавать.

Игра по станциям «Тропа доверия»Игра по станциям «Тропа доверия» Мероприятие выполнено в стиле путешествия, где дети доказывают, что они — одна команда! Игра по станциям «Тропа доверия» Цели: • дать.

Конспект группового родительского собрания «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Конспект родительского собрания по правилам дорожного движения «Безопасное детство» Родительское собрание по правилам дорожного движения «Безопасное детство» Цель: Демонстрация родителям актуальности формирования у детей.

Конспект родительского собрания «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Ход родительского собрания. Звучит приятная музыка. Воспитатель приветствует родителей : - «Здравствуйте!» - мамы, папы девочек - «Здравствуйте!».

Методическая разработка проведения родительского собрания на тему «Нравственное воспитание детей через сказку» Актуальность 2. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменение ситуации жизни современной.

Протокол родительского собрания Протокол родительского собрания №2 Родительское собрания на тему: «Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа». Группы № 6 дошкольного образовательного.

Протокол родительского собрания Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Пожарная безопасность» Цель: привлечь родителей к проблеме пожаров на территории.

Протокол родительского собрания «Патриотическое воспитание дошкольника» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание родительского доверия
Опубликовано: 11 мая 2017 в 09:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД