Майя Титовец
Конспект группового родительского собрания «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Повестка дня:
1. Решение педагогических ситуаций.
2. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы?»
3. Опыты родителей, проверенные на практике.
Публикация «Конспект группового родительского собрания „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Работа с памяткой «Как воспитать почемучку?»
6. Обращение детей к родителям.
7. Безопасность детей.
8. Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Ход мероприятия.
1. Подготовительный этап
Провести анкетирования родителей.
Оформить с детьми памятки «Как отвечать на детские вопросы?»,
«Как воспитать почемучку»
Записать на магнитофон ответы детей на вопросы.
Написать на листе ватмана обращение к родителям.
Анкета для родителей.
1. Задает ли Ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
2. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?
3. Стремиться ли Ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, телепередачи, собственные наблюдения?
4. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
5. Широк или узок круг интересов Вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
6. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
2. Организационный момент.
Пока родители собираются звучит запись песни «То ли еще будет».
Вступительная часть собрания.
Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. (Обсуждение родителей)
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются, режут салфетки, когда хотят узнать можно ли это разрезать. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия-о развитии любознательности у детей.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.
Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Показатели познавательного развития дошкольника :
это первичное, обобщенное отношение к миру:
познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;
бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;
созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
Послушайте ответы, на вопросы ваших детей записанные на магнитофон.
Работа с памяткой: «Как отвечать на детские вопросы?»
Воспитатель : У вас на столе лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы?», ознакомьтесь с ними.
Как вы думаете. Любознательны ли ваши дети?
-Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
-Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
-всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (Обсуждение вопросов)
Решение педагогических ситуаций
Воспитатель : Представьте такую ситуацию.
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит в ответ: «Ты плачешь и небо плачет?».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.
2. Как. по-вашему, отвечать на детские «Почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? (Обсуждение вопросов)
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Мы должны ввести в мир природы детей, научить их культуре общения с растениями и животными.
И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. А маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки?
С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?
Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Для того чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности мы используем:
• решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов);
• постановку проблемных вопросов (как накормить целый город овощами);
• поисковую деятельность (сбор и составление гербария,
• наблюдения (экскурсии, длительные опыты);
• работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);
• чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».
Опыты родителей
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т. п.
2. Опыт
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки.
У кого больше? Почему?
Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь?
А если предоставить губке полную свободу?
Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
3. Опыт Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Воспитатель : Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Работа с памяткой: «Как воспитать почемучку»
Ведущий: У вас на столе лежат памятки «Как воспитать почемучку»
Как, по-вашему, заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними?
Какой из советов вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка? Почему? (Обсуждение)
1. Приобретайте детям книги познавательного характера о природе и окружающем мире.
2. Рассматривайте вместе с детьми картинки, наборы тематических открыток, иллюстраций.
3. Смотрите с детьми познавательные телепередачи о животных, путешествуйте
4. Читайте и рассказывайте детям не только сказки, но и более серьёзные вещи
по разным странам
5. Играйте с ними в словесные, настольные, подвижные игры познавательного характера
6. Проводите как можно больше времени на природе, наблюдая её и любуясь ею.
7. Рассказывайте детям короткие интересные сообщения из всех областей жизни.
Воспитатель : Беседуя с детьми, мы составили обращение к родителям по интересующим их вопросам:
Обращение к родителям.
Дорогие взрослые, старшие братья и сестры!
Мы, почемучки старшей группы, хотим с вашей помощью больше знать и уметь. Надеемся на интересную встречу с вами. Вы нам можете помочь в следующем:
• Помочь в изготовлении летбуков на интересующие нас темы.
• Научить играть в шашки, шахматы.
• Рассказать о своей профессии.
• Организовать экскурсию к себе на работу.
Научить хорошо пользоваться ножницами, делать поделки из бумаги.
2. Выступил воспитатель группы «В» общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет, которая рассказала о соблюдении детьми и родителями правил дорожного движения, о том, что необходимо регулярно напоминать своим детям основы безопасного поведения на дороге.
В частности рассказала о том, что в правилах ДД есть изменения - рекомендовано в тёмное время суток в населённых пунктах пешеходам ношение светоотражающих элементов - фликеров на одежде, за пределами населённых пунктов предусмотрены - штрафы. Поэтому необходимо позаботиться о своих детях, их безопасности, да и своей тоже.
Присутствие светоотражающих элементов на детской одежде может значительно снизить детский травматизм на дорогах. Такой элемент позволит лучше заметить ребенка, если на улице темно, что актуально для зимнего времени года и просто в пасмурную или дождливую погоду. Очень хорошо, если светоотражающие элементы уже присутствуют на одежде, но если их нет, такие элементы можно приобрести и пришить самостоятельно. Их цветовая гамма и дизайн очень разнообразен, что не испортит внешний вид одежды. Большой популярностью стали пользоваться фликеры — специальные детали для детей и подростков. Фликеры представляют собой наклейки или значки, они легко крепятся к детской одежде. Веселые картинки наверняка понравятся вашему ребенку. Как вариант можно приобрести светоотражающую тесьму. Такая тесьма пришивается в необходимых местах и также не портит общий вид одежды, а даже дополняет её. Приобретите детям светоотражатели. Даже летом фликеры могут понадобиться детям, там, где вечером на проезжей части нет освещения.
Взрослые должны помнить, что цвет одежды также влияет на безопасность движения.
Необходимо обратить внимание на одежду, в которой собираются дети выйти на улицу. Темные цвета делают пешехода, велосипедиста практически незаметными, особенно в пасмурную погоду, в сумерки.
Необходимо приобрести светоотражающие элементы, которые могут быть размещены на сумках, куртках или других предметах. Такими же элементами безопасности следует оснастить санки, велосипеды.
Самоклеющиеся наклейки могут быть использованы на различных поверхностях (искусственная кожа, металлические поверхности и т. д., термоактивируемые наносятся на ткань с помощью утюга. Есть и специальные светоотражающие браслеты.
Вариантов много. И надо использовать эту возможность, приучать себя и своих детей пользоваться таким доступным средством безопасности. Берегите себя и своих детей! Мы приготовили для вас памятки «Внимание – дети!»
Давайте обезопасим самое дорогое, что есть у нас в жизни - наше будущее, наших детей!
Решили:
1. Принять к сведению информацию о ношении светоотражающих элементов - фликеров на одежде детей и своей тоже, постараться приобрести их в ближайшее время.
3. Выступила воспитатель группы «В» общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет, которая рассказала присутствующим о соблюдения правил дорожного движения. Регулярно напоминать своим детям основы безопасного поведения на дороге. Обращать внимание детей на дорожные знаки, светофоры. Не разрешать им играть вблизи дороги и на проезжей части. Напоминать о том, что улицу необходимо переходить только на зелёный сигнал светофора, даже если нет машин.
И самое главное, стараться воспитывать детей собственным примером: никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушайте в их присутствии Правила дорожного движения, будучи как пешеходом, так и водителем.
Решили:
1. Принять к сведению информацию. Соблюдать правила дорожного движения и быть личным примером для своего ребёнка.
Подведение итогов собрания.
Решение родительского собрания.
Пополнять развивающую среду для развития детской любознательности.
Составить план совместных мероприятий, повышающих познавательную активность детей (организация экскурсий, шашечный турнир);
Придерживаться рекомендаций памяток: «Как отвечать на детские вопросы?».
«Как воспитать почемучку»
Пополнять предметно-развивающую среду группы играми развивающего характера.