Получи документы

Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Галина Алексеева
Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Электронный адрес:

galina_alexeeva_@mail.ru

Публикация «Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Алексеева Галина Григорьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад№ 7 г. общеразвивающего вида с приоритетным направлением «Социально –личностное развитие детей» г. Сосновый Бор Ленинградской обл.

Почтовый адрес:

188540 Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская д. 28 кв. 24.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В целом в экологическом образовании наиболее эффективным представляется интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь непосредственно организованной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, театрализации, моделирования. Развивающая среда в группе способствует гармоничному развитию каждого ребенка. Непосредственно организованную деятельность я строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.

Для выполнения поставленных задач необходимо, чтобы образовательный процесс осуществлялся непрерывно. При отборе содержания я учитываю научность и доступность понятий. Таким образом, естественно-научные знания формирую по схеме: «представления-понятия-знания». Необходимо, чтобы развитие ребенка происходило по «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно-научные представления и понятия. Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу : «от простого к сложному».

В своей работе я применяю разные педагогические технологии, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:

-систематические наблюдения и их фиксация в календаре;

- труд по уходу за птицами в уголке природы и на участке детского сада;

- игры и непосредственно организованная деятельность экологического содержания;

- чтение художественной литературы;

-моделирование;

- придумывание сказок экологического содержания;

- просмотр видеофильмов о природе,

-исследовательская деятельность;

- изучение загадочных явлений природы;

-труд в природе, оказание помощи растениям, животным и т. д.

Большое значение я уделяю ведущей форме деятельности дошкольников игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического содержания, дидактические игры). Так, например: развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры – превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы («Изобрази животное», «Кто как кричит» и т. д.). Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр мы обсуждали последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, находили поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учились мотивировать свои решения. Дидактические игры, направленные на приобщение детей к посильной экологически ориентированной деятельности, формируют у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности, вызывают у детей интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настраивают детей на тот или иной вид труда (Д/и «Скорая помощь»). Для формирования у дошкольников представления о природе как о едином целом я использовала рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», З. Плохий «Кто нужнее». С целью закрепления знаний о существующих взаимосвязях живых организмов я проводила игру «Пирамидки», «Пищевые цепочки» и др.

В старшей группе я проводила с детьми творческую игру по сказке «Про Серую шапочку и Красного волка». Суть игры заключалась в том, что девочка по имени Серая шапочка часто нарушала законы природы (шумела в лесу, разбрасывала мусор, рвала большие букеты, а Красный волк (занесенный в Красную книгу) перевоспитывал эту девочку. Творчества детей не было предела : дети сами предлагали Серой шапочке правила общения с природой, доказывали необходимость соблюдения всех правил.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность: проведение наблюдений, опытов, экспериментов. Дети овладевают разными способами исследования объектов, используют сенсорные эталоны цвета, формы, размера, звука, запаха и т. д. У нас в группе есть уголок экспериментирования, где дети под руководством взрослого или самостоятельно могут проводить различные опыты с песком, водой, магнитом и т. д.

Чтобы более успешно приобщить детей к миру природы, мы создали уголок живой природы. В течение всего дня ребята имеют возможность проводить наблюдения за живыми объектами, ухаживать за ними. В нашем живом уголке есть красивые комнатные растения и разнообразные рыбки в аквариуме. У дошкольников расширяются конкретные знания об обитателях живого уголка. Во время ухода за живыми объектами у детей развивается наблюдательность, интерес, формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность. Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям нужно только на примере положительных результатов детского труда.

На занятиях по ознакомлению детей с правилами поведения на природе я проводила игру-занятие «Прогулка по лесу».

Для формирования системных знаний в своей работе я использую моделирование. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическим изображением, знаками. (Д/И «Кто где живет»).

У нас в группе есть «Красная книга». И на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми, которых осталось очень мало на Земле. Объясняю детям: кто и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно, формирую правильное отношение ко всему живому, воспитываю умение видеть красоту во всех ее проявлениях.

Воспитательная работа связана со всеми видами детской деятельности. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации. В своих работах по изодеятельности дети отображают различные явления природы, рисуют животный и растительный мир. В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями. В проекте у меня составление «Зеленой книги». В ней я хочу собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, фотографии.

Перспективный план на квартал (месяц) я планирую, опираясь на результаты мониторинга, который я провожу в начале и в конце учебного года. В подготовительной группе на основе результатов я заполняла карту экологической воспитанности ребенка.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей, но и родителей. Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

В старшей группе мы проводили анкетирование родителей по теме «Первоцветы рядом с нами», «Экологическое воспитание детей». При подведении итогов анкетирования выяснилось, что большинство родителей заинтересованы в экологическом воспитании своих детей, многие могут оказать помощь (изготовление кормушек, материальную помощь, участие в озеленении территории д/с и т. д.). Родители обращают внимание ребенка на отдельные явления природы, знакомят с правилами поведения в природе, знакомят с природоохранными действиями человека в природе.

В помощь родителям создана рубрика «Зеленая аптека», «Советы Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Помоги Природе». Вместе с родителями мы проводили экологическое развлечение Экологическое кафе «Осеннее кафе».

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле», «Береги свою Землю». На собрании мы познакомили родителей с такими законами экологии :

1. Все в природе взаимосвязано.

2. За все надо платить.

3. Ничто не проходит бесследно

4. Природа знает лучше.

В заключении хочется вспомнить сказку А. де Сент-Экззюпери «Маленький принц», где главный герой говорил о своем главном правиле: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Дети думают, понимают, делают вывод: все на Земле - живое, все неразрывно связано единым дыханием Природы. Человек живет в Доме - Природе, поэтому надо сохранить в красоте, чистоте. В этом и есть залог утверждения и продления Жизни на Земле!

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря! Ведь на протяжении всего времени работы с детьми я воспитывала, у детей доброту, умение сочувствовать, сопереживать, отзывчивость, желание заботиться о растениях, животных, охранять окружающую среду с самого раннего возраста. Дети научились чувствовать, оценивать, делать свои выводы, гуманно относиться к друзьям нашим меньшим. Кем бы не стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах Природы. Дети - это будущие жители нашей большой планеты. Земля – наш дом, и мы за нее в ответе!

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 13:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД