Приложение МААМ

Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Галина Алексеева
Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Электронный адрес:

galina_alexeeva_@mail.ru

Публикация «Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Алексеева Галина Григорьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад№ 7 г. общеразвивающего вида с приоритетным направлением «Социально –личностное развитие детей» г. Сосновый Бор Ленинградской обл.

Почтовый адрес:

188540 Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская д. 28 кв. 24.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В целом в экологическом образовании наиболее эффективным представляется интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь непосредственно организованной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, театрализации, моделирования. Развивающая среда в группе способствует гармоничному развитию каждого ребенка. Непосредственно организованную деятельность я строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.

Для выполнения поставленных задач необходимо, чтобы образовательный процесс осуществлялся непрерывно. При отборе содержания я учитываю научность и доступность понятий. Таким образом, естественно-научные знания формирую по схеме: «представления-понятия-знания». Необходимо, чтобы развитие ребенка происходило по «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно-научные представления и понятия. Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу : «от простого к сложному».

В своей работе я применяю разные педагогические технологии, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:

-систематические наблюдения и их фиксация в календаре;

- труд по уходу за птицами в уголке природы и на участке детского сада;

- игры и непосредственно организованная деятельность экологического содержания;

- чтение художественной литературы;

-моделирование;

- придумывание сказок экологического содержания;

- просмотр видеофильмов о природе,

-исследовательская деятельность;

- изучение загадочных явлений природы;

-труд в природе, оказание помощи растениям, животным и т. д.

Большое значение я уделяю ведущей форме деятельности дошкольников игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического содержания, дидактические игры). Так, например: развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры – превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы («Изобрази животное», «Кто как кричит» и т. д.). Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр мы обсуждали последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, находили поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учились мотивировать свои решения. Дидактические игры, направленные на приобщение детей к посильной экологически ориентированной деятельности, формируют у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности, вызывают у детей интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настраивают детей на тот или иной вид труда (Д/и «Скорая помощь»). Для формирования у дошкольников представления о природе как о едином целом я использовала рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», З. Плохий «Кто нужнее». С целью закрепления знаний о существующих взаимосвязях живых организмов я проводила игру «Пирамидки», «Пищевые цепочки» и др.

В старшей группе я проводила с детьми творческую игру по сказке «Про Серую шапочку и Красного волка». Суть игры заключалась в том, что девочка по имени Серая шапочка часто нарушала законы природы (шумела в лесу, разбрасывала мусор, рвала большие букеты, а Красный волк (занесенный в Красную книгу) перевоспитывал эту девочку. Творчества детей не было предела : дети сами предлагали Серой шапочке правила общения с природой, доказывали необходимость соблюдения всех правил.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность: проведение наблюдений, опытов, экспериментов. Дети овладевают разными способами исследования объектов, используют сенсорные эталоны цвета, формы, размера, звука, запаха и т. д. У нас в группе есть уголок экспериментирования, где дети под руководством взрослого или самостоятельно могут проводить различные опыты с песком, водой, магнитом и т. д.

Чтобы более успешно приобщить детей к миру природы, мы создали уголок живой природы. В течение всего дня ребята имеют возможность проводить наблюдения за живыми объектами, ухаживать за ними. В нашем живом уголке есть красивые комнатные растения и разнообразные рыбки в аквариуме. У дошкольников расширяются конкретные знания об обитателях живого уголка. Во время ухода за живыми объектами у детей развивается наблюдательность, интерес, формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность. Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям нужно только на примере положительных результатов детского труда.

На занятиях по ознакомлению детей с правилами поведения на природе я проводила игру-занятие «Прогулка по лесу».

Для формирования системных знаний в своей работе я использую моделирование. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическим изображением, знаками. (Д/И «Кто где живет»).

У нас в группе есть «Красная книга». И на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми, которых осталось очень мало на Земле. Объясняю детям: кто и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно, формирую правильное отношение ко всему живому, воспитываю умение видеть красоту во всех ее проявлениях.

Воспитательная работа связана со всеми видами детской деятельности. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации. В своих работах по изодеятельности дети отображают различные явления природы, рисуют животный и растительный мир. В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями. В проекте у меня составление «Зеленой книги». В ней я хочу собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, фотографии.

Перспективный план на квартал (месяц) я планирую, опираясь на результаты мониторинга, который я провожу в начале и в конце учебного года. В подготовительной группе на основе результатов я заполняла карту экологической воспитанности ребенка.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей, но и родителей. Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

В старшей группе мы проводили анкетирование родителей по теме «Первоцветы рядом с нами», «Экологическое воспитание детей». При подведении итогов анкетирования выяснилось, что большинство родителей заинтересованы в экологическом воспитании своих детей, многие могут оказать помощь (изготовление кормушек, материальную помощь, участие в озеленении территории д/с и т. д.). Родители обращают внимание ребенка на отдельные явления природы, знакомят с правилами поведения в природе, знакомят с природоохранными действиями человека в природе.

В помощь родителям создана рубрика «Зеленая аптека», «Советы Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Помоги Природе». Вместе с родителями мы проводили экологическое развлечение Экологическое кафе «Осеннее кафе».

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле», «Береги свою Землю». На собрании мы познакомили родителей с такими законами экологии :

1. Все в природе взаимосвязано.

2. За все надо платить.

3. Ничто не проходит бесследно

4. Природа знает лучше.

В заключении хочется вспомнить сказку А. де Сент-Экззюпери «Маленький принц», где главный герой говорил о своем главном правиле: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Дети думают, понимают, делают вывод: все на Земле - живое, все неразрывно связано единым дыханием Природы. Человек живет в Доме - Природе, поэтому надо сохранить в красоте, чистоте. В этом и есть залог утверждения и продления Жизни на Земле!

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря! Ведь на протяжении всего времени работы с детьми я воспитывала, у детей доброту, умение сочувствовать, сопереживать, отзывчивость, желание заботиться о растениях, животных, охранять окружающую среду с самого раннего возраста. Дети научились чувствовать, оценивать, делать свои выводы, гуманно относиться к друзьям нашим меньшим. Кем бы не стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах Природы. Дети - это будущие жители нашей большой планеты. Земля – наш дом, и мы за нее в ответе!

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 13:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Алексеева (УИ 118340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД