Наталья Герасимова
Учимся любить природу
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому я считаю необходимо прививать экологические знания, начиная с дошкольного возраста.
И действительно природа многогранна. Она оставляет в душе каждого ребенка глубокий след, воздействует на его душу своей яркостью и многообразием.
Публикация «Учимся любить природу» размещена в разделах
Экологическое воспитание – чрезвычайно актуальная проблема. Размышляя о природе, под влиянием взрослого ребенок обогащает свои знания и опыт, у него формируется правильное отношение к живому, он учится созидать, а не разрушать.
Главная цель моей работы - формирование у детей дошкольного возраста экологически значимых знаний о природе и их систематизация, воспитание человека нового типа, с новым экологическим сознанием, способного видеть последствия своего воздействия на природу, умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Она реализуется путем решения следующих задач:
- Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в природе и их связи с различными экосистемами;
- Расширение знаний о животных; приспособленности строения и поведения, животных от среды обитания.
- Знакомство с разнообразием растительного мира;
Моя цель повышает интерес к природе. Помогает вложить в ум и сердце каждого ребенка, драгоценные капли знаний о прекрасном природном окружении.
Ни для кого не секрет, что в последнее время здоровье дошкольников ухудшается, поэтому в свою работу включила не только задачи экологического воспитания, но и задачи развития двигательной активности. Познавательный интерес, вызванный в процессе двигательной деятельности, заставляет детей искать новые средства и способы утоления своей жажды знаний. Формирует их творческую активность.
Каковы же пути реализации моей работы? Это работа с педагогами, работа с родителями и работа с детьми.
Мне вспоминается высказывание Тагора: «Человек, как дитя и понять его просто, сила жизни его, сила вечного роста». Работа с педагогами начинается с самообразования. Обогатившись знаниями при изучении программ, технологий, идей передовых педагогов прошлого и настоящего невозможно остаться закостенелым человеком. Нужно держать равнение на педагога будущего – умного, спокойного, умеющего строить личностно-ориентированную модель общения.
Воспитать в детях правильное отношение к природе нельзя без привлечения семьи. Поэтому в своей работе опираюсь на помощь родителей, где они являются непосредственными помощниками и активными участниками. Использую разнообразные формы работы с семьей:
- информация в родительских уголках и папках – передвижках; - занятия в семейных клубах; консультации;
- семинары – практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми о природе, с разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, с решением педагогических кроссвордов;
- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий, и т. д. ;
- совместные праздники, досуги и др.
Для того, что бы привить детям любовь к природе, одного ознакомления недостаточно. Нужна кропотливая повседневная работа с участием родителей. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье.
Божович отмечала так называемый механизм самодвижения. Процесс саморазвития проходит в благоприятной обстановке. Под влиянием педагога теоретически и практически подкованного, и тогда взаимообогащающий процесс становится ярким и легким, а это так необходимо для общения двоих взрослого и подрастающего человека.
Процесс воспитания экологической культуры проходит через: специально организованную, совместную и самостоятельную деятельность.
Разработанная мной технология «Игровая экология» помогает мне знакомить детей:
Со способами общения с природой.
Формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей
Устанавливать элементарные связи.
Воспитывать потребность в созидании и творчестве.
За 2 года работы кружка «Игровая экология» не только дети научились правильно и осознанно относится к природе, но и я смогла повысить свой уровень экологической культуры.
Для создания интереса к изучению природы и ее явлений была организована лаборатория, в группе имеется большое количество разнообразных колб, пробирок, щеточек, мерных стаканчиков, стеклышек, а также и приборы собственного изготовления, такие как емкость для измерения выпавших осадков, приборы для фильтрации воды и т. д.
Знакомлю детей с природой последовательно, усложняя требования от занятия к занятию и от группы к группе. Постоянно ставлю перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности, мышления, умение применить знания на практике.
Знакомя детей с природой, использую все доступные формы и методы работы. Это - беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео и диафильмов, дидактические игры.
В процессе обучения большое место занимают беседы, чтобы не наскучить детям постоянными указаниями о необходимости соблюдения правил поведения в природе стараюсь строить беседу на разборке конкретной ситуации. Подвожу детей к мысли о том, что природа наш дом, что человек не царь природы, а только ее часть.
Свою работу по изучению экологии я связывала со всеми разделами программы «Развитие» на занятиях по математике, развитию представлений о мире и о себе, познавательному чтению, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни детей.
Стараюсь знакомить детей с природой постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент.
На участке мы устроили «Птичью столовую», на территории детского сада имеется теплица для экспериментальной и трудовой деятельности.
Дети – эта наша суть. Буднично живущая в состоянии обнаженной доверчивости и надежды. Надежды на взрослых. И это накладывает на меня великую обязанность – работать на благо нашего времени, во имя будущего в котором будут жить наши дети.