Папки-передвижки

Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений

наталья силакова
Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание звуковой культуры речи

посредством пальчиковых игр и упражнений

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились.

Публикация «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах

По рукам судили о здоровье, о положении человека /белоручка или трудяга/, его силе, энергичности, профессии /музыкальные руки, рабочие руки/, о характере, темпераменте, /вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки/.

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т. д.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще в 2 веке до нашей эры в Китае. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярное упражнения с шарами улучшает память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В Японии, например тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

У японцев широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасно оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Коза Рогатая», и др. Исследование отечественных физиологов также подтверждает связь развитие рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции нервной высшей деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность:

если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

Уважаемые коллеги сегодня я предлагаю окунуться в волшебный мир пальчиковых игр. Я считаю, что представленная мной тема актуальна тем, что пальчиковые игры и упражнения помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, дают нам воспитателям возможность проводить занятия, игры по звуковой культуре речи более живо и интересно. Помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом и закрепить его усвоение во время свободной деятельности. А самое важное, что пальчиковые игры направлены на развитие речи, в частности одной из ее сторон – звуковой культуры.

Новое в моей практике это то, что:

Был создан и оснащен микроцентр «Весёлые ладошки» игр и пособий для развития мелкой моторики руки.

Использованы в работе нетрадиционные игры и пособия

В соответствии с принципом систематичности составила план работы. Чтобы оказывать консультативную помощь родителям, пришлось изучать научно-методическую литературу, что оказалось не таким, уж лёгким делом. Корректировать образовательную и свободную деятельность детей.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Группа игр с предметами.

а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

• выполнить узор после выкладывания его взрослым;

• по конечному результату (образцу);

• по уменьшенной схеме;

• по словесной инструкции;

• выкладывание букв и цифр из веточек.

б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;

• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); игра «Золушка»;

• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;

• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;

• нанизывание колец на тесьму, стержень;

пальчиковый театр;

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;

«рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.

Группа игр с речевым сопровождением.

Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек.

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пальцы помогают говорить? ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ? Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных.

Публицистическая статья «Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста» Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 16:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем наталья силакова (УИ 268893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД