Людмила Козакова
Консультация «Воспитать патриота своей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
В законе «Об образовании» Республики Казахстан подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики».
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания в современном мире всеобщей глобализации актуальна и важна.
Публикация «Консультация „Воспитать патриота своей Родины“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Идеи патриотизма всегда чисты, возвышены, формируются под влиянием окружающего личность пространства: исторического, социального, конфессионального, этнического. Это факторы, в совокупности своей значимости и неповторимости являются исключительно важными для формирования стержня личности.
Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому, человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное, моральное начало.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно - патриотического воспитания. Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Нравственно - патриотическое воспитание формирует ядро личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к нравственно - патриотическому воспитанию в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.
Руководя деятельностью детей, мы формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к своему городу, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Данные задачи и цели были объединены и разработаны в проекте по нравственно-патриотическому воспитанию под названием «Свой край люби и знай». Участниками проекта являются педагоги, дети и родители. Педагогами выбрана система и направления работы:
- Семья;
- Детский сад;
- Родная улица, район;
- Родной город;
- Страна, ее столица, символика;
- Права и обязанности (Конституция);
- Права ребенка (конвенция);
Разработан тематический план, способствующий эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где мы живем. Опираясь на план, нами были выбраны формы работы с детьми и родителями (Таблица1).
Таблица 1- Формы работы с детьми и родителями
Формы работы с детьми - образовательная деятельность
- беседы
- дидактические игры
- творческие задания
-сюжетно – ролевые игры
-конкурс пословиц, поговорок, стихов
- экскурсии в музеи
- спортивные соревнования
- встреча с ветеранами
- творческая деятельность
- создание мини-проектов
Формы работы с родителями - анкетирование
- беседы
- консультации
- изготовление альбомов
- фотоконкурсы
- праздники
- семейные мини-проекты
Семья играет большую роль в нравственно - патриотическом воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.
Наша работа с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственно - патриотическом воспитании детей. Она также включает изучение системы нравственно – патриотического воспитания в каждой семье. Для этого мы провели анкетирование родителей. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, мы оказываем им необходимую помощь советами, рекомендациями.
Мы стараемся периодически обсуждать с родителями уровень нравственно - патриотического развития их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.
Результатом работы, проводимой нами с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственно - патриотического воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Ищенко Т. В., Козакова Л. И.
КГКП д/с «Акбота», г. Караганда
Литература
1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М. : Педагогика, 1989.
2. «Об образовании». Закон РК. – Алматы «Норма», 2010.
3. Богачева Л. П., Омарова М. К. Современные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. – Караганда: Изд-во Каргу, 2009.
4. Маркова Т. А. Нравственное воспитание. – М. ,1983