Ольга Скворцова
Воспитываем экологическую культуру у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитываем экологическую культуру у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Публикация «Воспитываем экологическую культуру у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
В своей группе провожу большую работу по экологическому воспитанию. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста очень разнообразны - это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.
Для наглядности в группе оформлен «Уголок природы», в котором подобраны разнообразные комнатные растения. Ведётся картотека комнатных цветов. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями. Когда малыши наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки.
Неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников являются экскурсии в природу. Такие как: «В лес к сове», «Экскурсия на луг», «Экскурсия в парк». На экскурсиях мы знакомимся с природой родного края, животными, птицами и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Организую игры с природным материалом. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, птиц. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и наблюдая за живыми существами на участке. На участке в своей группе мы развесили кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами дети учатся любить природу.
Экологическое развитие детей будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы проводим акции «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!»… Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.