Получи документы

Возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на качество сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослым

Василина Иванова
Возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на качество сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослым
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из направлений отечественных исследований, в котором ставится вопрос о процессе сотрудничества, его содержании и возрастных особенностях, является исследование онтогенетического развития ребенка. Исследователи данного направления рассматривают сотрудничество как форму организации совместной деятельности, предмет, содержание и средства которой определяются возрастными особенностями ребенка. Акцент в рассмотрении содержания сотрудничества делается на следующих проблемах: общение и совместная деятельность, возрастные особенности и возможности ребенка, межличностные отношения и совместная деятельность, опосредующая роль совместной деятельности в познании ребенком системы отношений «Я - Мир», «Я - другой». Принцип сотрудничества применяется в данном направлении для установления таких форм социального взаимодействия, как общение, совместная деловая практическая деятельность, детская субкультура и гуманное отношение к сверстнику.

Публикация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на качество сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослым» размещена в разделах

В. В. Абраменкова, рассматривая детскую субкультуру как зону вариативного развития, выделяет стадии развития совместной деятельности ребенка с другими в онтогенезе и определяет основную функцию совместной деятельности как опосредующую межличностные отношения в детской группе.

На первой стадии (младенчество) возникает эмоциональная совместность в диаде «взрослый-ребенок», на второй (преддошкольный возраст) деятельность в группе образует лишь «формальное единство по месту, времени и действию, в такой группе деятельность протекает параллельно, «рядом», это стадия пред-сотрудпичества со сверстниками». На третьей стадии (средний дошкольный возраст) появляется совместное действие между детьми, пока еще в значительной степени как «механическое слияние действий, в то время как соучастие и взаимное согласование выражены минимально. Но здесь уже появляются элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении контактов со сверстниками, в объединении детей на основе взаимного интереса к игре, в появлении избирательных отношений симпатий антипатий. У ребенка рождается субъектное отношение к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности». На четвертой стадии развития совместной деятельности (старший дошкольный младший школьный возраст) появляется чувство «Мы», согласованность действий, выработка единства «общественного мнения». На пятой стадии (подростковый возраст) деятельность приобретает характер «развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки её плана, общей «расстановки сил» и общего предвосхищения её результатов». Термин «сотрудничество» используется в данном контексте как синоним «совместной деятельности».

Е. О. Смирнова, исследуя особенности общения сверстников в середине дошкольного возраста, описывает содержание делового сотрудничества. «Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Ребенок стремится к уважению и признанию сверстника, «невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что он делает. Вес это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка, сравнение направлено на противопоставление себя и другого».

Е. О. Смирнова считает, что дети в этом возрасте взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий и впечатлений, представленных в наличной ситуации, лишь к 6-7 годам «становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними». Во-первых, здесь рассматривается такая форма сотрудничества как ситуативно-деловое общение детей; во-вторых (особо важно, Е. О. Смирнова описывает возникающий в середине дошкольного возрасте интерес к сверстнику. Деловое практическое сотрудничество теперь возможно для ребенка не только со взрослым, но и со сверстником. В-третьих, Е. О. Смирнова вводит два критерия отличия сотрудничества от соучастия (внешне похожей формы делового практического сотрудничества) : общее дело, согласование действий и учет активности партнера для достижения общего результата.

В. В. Абраменковой (1999) было проведено исследование развития межличностных гуманных отношений в детской группе в процессе коактивно и интерактивно организованной совместной деятельности (дошкольный, младший школьный и подростковый возраст, в ходе которого было выявлено, что «совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством их формирования». В дошкольном возрасте «в интерактивной, кооперативной совместной деятельности ребенок овладевает средствами для организации гуманных отношений, овладевает нормой гуманности. В этот период совместная деятельность как бы ведет за собой ребенка». В дошкольном возрасте «дружеское расположение возникало во время проведения экспериментов в ситуации взаимодействия» (личностно-смысловые отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности, оказывают существенное влияние на эмоционально-оценочные отношения). Коллективистская идентификация у детей 5-6 лет не проявилась, но этот феномен был зафиксирован у семилеток в ситуации интерактивного взаимодействия. В данном исследовании также было выявлено, что норма гуманности актуализируется лишь при интерактивной совместной деятельности, такая деятельность является особым социальным средством, опосредующим развитие гуманных отношений в дошкольном возрасте, в то время как коактивная деятельность является псевдосовместной и представляет собой генетически более раннюю форму поведения детей. В. В. Абраменкова также рассматривает сотрудничество (в узком смысле слова) как деловую практическую совместную деятельность, при этом она выделяет такие стадии ее развития в онтогенезе, как пред-сотрудничество, элементы сотрудничества, сотрудничество и развитое сотрудничество. Она также отмечает «рождение» отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста как к партнеру по совместной деятельности. В ее исследованиях получен факт опосредования отношений в совместной деятельности, становления гуманных отношений именно в совместной деятельности, а не деятельности «рядом, но не вместе», о чем говорила и Е. О. Смирнова.

Таким образом, исследователи данного направления отмечают определенные возрастные границы установления отношения делового практического сотрудничества ребенка как со взрослым, так и со сверстником. Понятие «сотрудничество» здесь сплетено с понятиями «общение», «коммуникативная деятельность» и «совместная деятельность». Установлено, что сотрудничество ребенка со взрослым имеет главное значение в развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства и именно в среднем дошкольном возрасте происходит качественная перестройка интереса ребенка к сверстнику как партнеру по совместной деятельности (Лисина М. И., 1997, Смирнова Е. О., 2000; Абраменкова В. В., 1999, 2000, в это же время у дошкольника пяти лет происходит развитие произвольной регуляции поведения. Эти положения позволяют сделать вывод, что исследовать совместную деятельность ребенка со взрослым и сверстником следует начиная со среднего дошкольного возраста. В этом возрасте деловое практическое сотрудничество лежит в зоне ближайшего развития ребенка, при том что само сотрудничество со взрослым и сверстником есть компоненты этого пространства как показано в исследованиях И. А. Корепановой и Л. Ф Обуховой.

Публикации по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО- как одна из форм инновационной деятельности ДОО в рамках ФГОС до» Наш детский сад «Сказка» находится в экологически чистой зоне. Одним из приоритетных направлений работы является-экологическое образование.

Конкурс «Открытка для Мамы»Конкурс «Открытка для Мамы» Данный конкурс содержит в себе следующие задачи: - развитие творческого потенциала ребенка; - приобщение родителей к участию в жизни детского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на качество сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослым
Опубликовано: 29 января 2015 в 18:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на качество сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослым» (включая файлы) размещена пользователем Василина Иванова (УИ 304830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД