Папки-передвижки

Возрастные особенности общения дошкольников

Татьяна Гальцева
Возрастные особенности общения дошкольников

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредство других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми:

- Ситуативно-личностное;

- Ситуативно-деловое;

- Внеситуативно-познавательное;

- Внеситуативно-личностное

Публикация «Возрастные особенности общения дошкольников» размещена в разделах

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым.

В дошкольном возрасте В ЖИЗНЬ ребёнка прочно входят другие дети - сверстники. Между детьми проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Между дошкольниками разворачивается и порой драматическая картина отношений. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется: они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт, во многом определяющий характер отношений человека к себе, к другим, к миру в целом, далеко не всегда складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим людям. И этому «помогают» родители, которые, не задумываясь над последствиями, учат своих детей давать «сдачи», советуют не играть с обидчиками. Они думают, что это лучшее решение проблемных отношений детей. Кроме того, родители мало внимания обращают на бесцельный просмотр телевизионных передач и игры с компьютером, где дети очень часто сталкиваются с жёсткими и агрессивными способами общения. А ведь кому, как не родителям, нужно вовремя обратить внимание на негативное отношение своего ребёнка к сверстникам и помочь преодолеть эти проблемы.

Решение проблем общения детей со сверстниками в процессе формирования гармоничной, основанной на традиционных ценностях и смыслах - это одна из проблем методики практики дошкольного воспитания. От этого зависит формирование идеального и потенциального образа себя и представителей своего поколения. О важности решения данной проблемы свидетельствуют не только ученые, но и народная мудрость. Она говорит: «Дети не являются детьми своих родителей, потому что они - дети своего времени».

Для решения проблем общения детей необходимо знать возрастные особенности общения, нормальный ход общения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль, и появляется представление о самом себе. Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.

В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) ребёнок ждёт от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Играть одному ему становится скучно, и он ищет общения с другими детьми. Сначала дети этого возраста обычно тянутся к ребятам постарше, обижаются, если те их не принимают. У них появляется чувство, что они уже много знают, умеют, им хочется это показать. Поэтому общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми. Ему необходимо, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или по - переменно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнёра. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, то делает другой ребёнок. Трёхлетние малыши не могут вместе играть в игрушки, они часто ссорятся из-за понравившейся машинки, совочка или куклы. Новая интересная игрушка является препятствием и закрывает собой другого ребёнка; внимание ребёнка притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет; тогда малыши наслаждаются обществом друг друга - бегают, визжат, кричат, хохочут. Но начало совместных игр еще не дает права делать вывод, что у ребенка налицо товарищеские чувства.

3-4-летние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им важнее всего поддержка и признание взрослого, чем другого ребёнка. Дети в этом возрасте плохо запоминают имя сверстника и даже его внешний облик. Им всё равно, с кем возиться лишь бы партнёр действовал так же и переживал то же самое.

Таким образом, сверстник ещё не играет существенной роли в жизни младших дошкольников. В 3 - 4 года общение со сверстниками приносит, в основном, радостные эмоции. А вот позднее возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

В детском общении 4-5-летних детей проявляется конкретное соревновательное начало. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. У большинства детей неудачи товарища вызывают нескрываемую радость, а вот похвала вызывает огорчение, зависть. Детская обида, ревность, зависть осложняют отношения детей. В среднем дошкольном возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношений ребёнка со сверстниками. Другой ребёнок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя и других. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребёнка. Через сравнение со сверстниками он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах сверстника.

К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстникам существенно меняется. К 6 - 7 годам ребёнок более осмысленно реагирует на поступки товарищей и взрослых, у него возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Дети сравнивают свои действия с действиями других детей, стремятся помочь собеседнику, заступиться за товарища, если он был прав в той или иной ситуации, помочь сверстнику сделать то, что у него не получается. Ребята в этом возрасте больше заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять вместе на прогулке и т. д. В 6 - 7 лет возникает первая детская влюблённость между мальчиками и девочками.

К концу дошкольного возраста потребность во взаимоотношениях и сопереживании возрастает. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании к сверстнику – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПОД РЕД. АНДРЕЕВОЙ Т. М., ДОНЦОВОЙ А. И. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. - М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

2. ХЕЛЕН БИ. РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. – 9-Е ИЗД. - СПБ. : ПИТЕР, 2004.

3. ГАЛИГУЗОВА Л. И., СМИРНОВА Е. О. СТУПЕНИ ОБЩЕНИЯ ОТ ГОДА ДО СЕМИ. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1992.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году»Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году» .

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности общения дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 15:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД