Леся Помиркованая
Консультация для родителей «Развиваем наши маленькие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития мелкой моторики рук малыша, научить превращать обучение в игру. Предложить множество игр на развитие мелкой моторики.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем наши маленькие пальчики“» размещена в разделах
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Нельзя забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Мелкую моторику рук развивают :
1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
3. Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.
4. Рисование карандашом, фломастером, кистью. ;
5. Застегивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазанья (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая мелкую моторику рук нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем правое полушарие мозга.
Если вы хотите чтобы ваш ребёнок благополучно развивался, был активным, любознательным, поскорее начал хорошо говорить, то кроме обычного массажа для тела обязательно проводите массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Запомните основные правила массажа.
Основные приемы массажа:
поглаживание (время от времени поглаживайте ладошки малыша с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой.)
разминания (вращательными движениями массируйте пальчики от кончиков к запястью; в завершение обязательно погладьте кисти ручек и напоследок проведите пассивную гимнастику для пальчиков)
поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков до середины предплечья, (движения всей ладонью, поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами,
растирания каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончика к основанию (спиралеобразные движения костяшками пальцев,
повторное поглаживание,
вибрация – постукивание костей ручек ребенка (движение кончиками пальцев,
завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями.
Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3 – 5 минут, курс 10 – 12 сеансов. Через 10 – 30 дней курс можно повторить. Кроме массажа с малышом можно проводить занимательные игры, включающие в себя элементы массажа кистей рук.
Когда малыш самостоятельно разминает свои пальчики (выполняет упражнения, играет); он занимается пассивной гимнастикой (поочередное покачивание, сгибание и вращение каждого пальчика) невозможно без участия взрослых
Самомассаж усиливает кровообращение в кистях рук. Поиграйте с вашим малышом в эти веселые и полезные игры для ладошек и для пальчиков :
- хлопки;
- сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;
- потирание ладоней одна о другую;
- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш);
- перекатывайте по поверхности стола мелкие предметы двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину маленькую или даже маковое зернышко).
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Погладим котенка
— Киса, кисонька, кисуля!
— Позвала котенка Юля.
— Не спеши домой, постой!
— И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала, этому дала, этому дала,
Этому дала, а этому не дала.
Он много шалил. Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Коготочки
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
Человечек
«Топ-топ-топ!» — топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
Улиточка
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать ушки)
ВОРОНА
У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (4 хлопка)
Клюв и крылья, (руки у носа, руки в стороны)
Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги (4 хлопка)
Кошки – мышки
Вот кулак, (показать кулак левой руки)
А вот ладошка (раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка («коготки» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать (правой рукой загибать по одному пальцы левой)
Один, два, три, четыре, пять.
Мышки очень испугались (вращать кулаком левой руки)
В норки быстро разбежались (Спрятать кулак под правую подмышку).
Как можно больше играйте с вашими детьми, и результат не заставит вас ждать.
Существует множество игр с бросовым материалом для развития мелкой моторики.
Сухой бассейн
1. В таз насыпать крупы (фасоль, кукуруза) всё перемешать предложить ребёнку рассортировать крупы по баночкам.
2. Наполните половину коробки сухим горохом. Заройте какие – нибудь маленькие игрушки. Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанные предметы.
Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке. Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.
Можно предложить малышу закручивать крышки на бутылочки, продевать ленточки в подставку под горячее, превращая её в цветочную полянку. С помощью крупных пайеток делать разнообразные узоры на плоскости.
Игры с бельевыми прищепками
Предложите малышу поиграть с прищепками: складывать в коробки такого же цвета, одевать на край коробки, на бельевую верёвку.
Очень нравится малышам на силуэт кого – либо одевать прищепки.
Предлагаю вам изготовить игру, которая обязательно понравится вашему ребёнку, и вы сможете дома в свободное время играть с ним.
Нам нужно вырезать готовые шаблоны, наклеить их на плотную бумагу или картон. И вот наша игра уже готова.
Играйте и развивайте своего малыша!
Желаю успехов Вам и вашему малышу!