Лучший педагог года

«Переходный возраст №2 или скоро в школу». Развитие психологической грамотности родителей

Татьяна Голубева
«Переходный возраст №2 или скоро в школу». Развитие психологической грамотности родителей

Переходный возраст №2 или скоро в школу

Цель: профилактика школьной дезадаптации у детей, развитие психологической грамотности родителей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями развития детей седьмого года жизни.

2. Раскрыть особенности подготовки к школе ребенка и роль семьи в этой работе.

3. Развивать способность к неконфликтному общению с ребенком, к принятию его особенностей, желание помогать ребенку в преодолении трудностей.

Публикация «„Переходный возраст №2 или скоро в школу“, Развитие психологической грамотности родителей» размещена в разделах

4. Способствовать развитию мотивации к дальнейшему личностному росту.

Средства:

1. Упражнение «Мозговой штурм».

2. Теоретическая справка об особенностях возраста.

3. Упражнение «Децентрация»

Материал: 1. Мольберт, листы формата А3 и маркер для записи ответов. 2. Листы к упражнению «Децентрация» по количеству участников. 3. Увеличенная таблица «Готовность ребенка к обучению в школе» (Волков Б. С., Волкова Н. В. «Подготовить ребенка к школе?»; ст. 6). 4. Схема компонентов готовности к школе.

5. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к школе» по количеству участников.

Краткий ход встречи:

Ни для кого не секрет что от того, как ребенок подготовлен к школе всеми предшествующими периодами развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.

Мне бы хотелось, что бы наша встреча проходила в режиме диалога. Поэтому прошу вас занимать сегодня активную позицию, ведь наша встреча – это не просто собрание. Здесь те, кто хочет быть осознанным родителем, а значит, вы уже многое знаете, я не хочу повторяться, поэтому прошу вас ответить на такой вопрос: какие составляющие есть у школьной готовности?

(на мольберте рисуется схема «Готовности к школе», по окончании обсуждения родителям выдается напечатанный экземпляр приложение №1, где нижняя часть текста закрыта плотной бумагой) (СЛАЙД 2).

Я прошу вас пока не открывать следующий текст, обратите внимание на таблицу, в которой готовность к школе раскрыта более подробно (предъявляется увеличенная таблица «Готовность ребенка к обучению в школе») (СЛАЙД. 3).

А теперь на листах, которыми закрыт отрывок текста, напишите, в чем, по вашему мнению, заключается неготовность ребенка к школе (ответы фиксируются на большом листе).

(СЛАЙД 4) Теперь можно открыть, вы видите, чему мы не придаем значения или просто недооцениваем, хотя часто школу выбираем с учетом того, какой учитель набирает класс. Важно, чтобы ребенок уважал своего первого учителя, чтобы ему была интересна школа и его новая роль, а это во многом зависит от вас.

В ходе дальнейшей беседы, я предлагаю вам составить памятку, которая поможет вам в подготовке ребенка к школе. Первый пункт которой как раз об отношении к школе и учителю, статусу ученика, давайте его сформулируем (ответы фиксируются на листе А3)

Постарайтесь рассказывать о школе только позитивно, не запугивайте, делайте акцент на том, какие приятные моменты будут связаны со сменой статуса и посещением школы.

С учебной задачей все несколько сложнее, но у большинства детей это умение уже сформировано, в любом случае о ее формировании надо говорить индивидуально, а значит, следующий пункт гласит (см. памятку).

Отношения со сверстниками на сегодняшний день уже достаточно явные, о них тоже можно узнать заранее. Весь дошкольный возраст мы занимались развитием коммуникативных навыков детей, преодолением любых барьеров в общении друг с другом. О своем ребенке вы узнаете на консультации. Конечно, для установления наиболее оптимальных взаимоотношений в классе тренинговая работа психолога очень важна, но такая возможность у школы есть не всегда. Грамотный учитель обязательно уделит этому внимание, а вы можете поинтересоваться, как будет организована работа по сплочению коллектива класса, чем помочь учителю в организации такой работы. И это будет следующий пункт нашей памятки.

Отношение к самому себе так же очень не простая тема. Именно поэтому я, как психолог группы, вижу свою задачу не в том, чтобы подготовить детей к школе интеллектуально, эта задача решается активно и специалистами и родителями, а в том, чтобы способствовать формированию позитивной самооценки у детей, т. к. она обеспечит ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Ребенок сталкивается с оцениванием гораздо раньше, чем идет в школу, очень часто неумение правильно переживать оценивание и является препятствием на пути к знаниям. Поэтому следующий пункт нашей памятки… (см. приложение №2).

При благоприятных условиях и соблюдении всех пунктов созданной вами памятки, у ребенка будет сформировано и желание идти в школу, или учебная мотивация, чтобы узнать о ее наличии или отсутствии, побеседуйте с ребенком, это очень важно уметь слушать и слышать друг друга. Вы это умеете? Предлагаю проверить (Упражнение «Децентрация»).

Я не случайно предложила вам выполнить данное упражнение, дело в том, что седьмой год жизни является кризисным. Обычно родители знают про кризис трех лет. Все знают про подростковый возраст, а вот об этом переходном периоде узнают, когда начинаются проблемы во взаимоотношения с детьми, которые можно было бы предупредить.

Каждый кризис – это переход на новую ступень взросления и связан он с изменением самоотношения. Мы с вами уже сказали о важной роли самооценки, именно на седьмом году жизни у ребенка начинает появляться устойчивая самооценка, до этого она зависела от конкретной ситуации.

Мы не будем говорить об особенностях самооценки каждого ребенка, это индивидуальная работа, но есть моменты, которые можно обсудить сейчас. Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо ваше участие. Теперь рассказываю, как вы можете помочь:

• создайте с ребенком книгу о нем и его друзьях, которая поможет нам в работе;

• все, что вы будете вместе делать, делайте с удовольствием, без порицаний, заражая своим энтузиазмом.

Такую книгу желательно создать за выходные и принести в детский сад, до весны она будет у меня в кабинете, когда вы отметите выпускной, я их верну. Сейчас во многих школах используют такой вид работы, как семейные проекты, вы будете к этому готовы (родителям выдаются памятки по оформлению книги).

Самое главное, все книги будут участвовать в выставке семейных творческих работ, и их наличие будет играть большую роль при подведении итогов по окончании занятий, всех участников ждут небольшие призы.

Сегодня наша встреча завершается, вы получите памятки, которые сами составили, туда же будут добавлены требования к книгам.

Благодарю Вас за участие в нашей встрече!

Прикреплённые файлы:

skoro-v-shkolu_rodiq.ppt | 198 Кб
 
Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Детские развивающие занятияДетские развивающие занятия "Мама+малыш" комплексное занятие для малышей 1-3 лет "Малышок" музыкальные занятия для малышей "Танцуем с мамой" логоритмика для детей 2-3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Переходный возраст №2 или скоро в школу». Развитие психологической грамотности родителей
Опубликовано: 8 января 2014 в 21:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД