Валентина Терёхина
Встреча со сказкой «Лиса и журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать связную речь у детей старшего возраста.
Образовательные задачи:
1. Формировать умения у детей дошкольного возраста вступать в беседу, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
2. Учить понимать смысл поставленных вопросов и формировать умение обосновывать свои ответы.
3. Продолжать знакомить детей старшего возраста со сказками, узнавать их по представленным элементам.
4. Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста, схемы.
Развивающие задачи:
Публикация «Встреча со сказкой „Лиса и журавль“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Перелетные птицы
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
1. Развивать связную речь и память детей дошкольного возраста, творческую активность.
2. Развивать воображение и интонационную выразительность речи.
3. Активизировать употребление в речи детей глаголов (из текста сказки). Учить понимать смысл пословиц.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать познавательные интересы детей дошкольного возраста.
2. Развивать творческие способности через театрализованную деятельность.
Словарная работа: Званый пир, куманёк, потчевала, не обессудь, окрошка, пава, и так и этак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказы сказок по опорным схемам, придумывание сказок детьми. Рассматривание иллюстраций с изображением лесы и журавля, беседа об их жизни в природе. Заучивание стихов и загадок по теме.
Материал: Незнайка, карта – план, телефон, магнитофон, конверты с заданиями, «следы» с загадками, схемы, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля, картинки: волка, печки, лисы, журавля, петуха. Детские книги со сказками : «Маша и медведь», «Гуси - лебеди», «Волк и козлята».
Интеграция ОО – ФР, СК, ПР, ХЭ.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и слышат чей – то плачь. (Плачет Незнайка).
Дети: Что случилось?
Незнайка: Я так люблю читать сказки и рассматривать иллюстрации, а когда я пришёл в детский сад, то увидел, что все мои любимые сказки исчезли. И теперь я не знаю, что мне делать?
Воспитатель: Незнайка, подожди не плачь, наверное, ты не убрал их на место, когда читал. И они обиделись и ушли от тебя. А дети тоже любят сказки. Надо как – то выходить из этой ситуации и что – то придумать? Ребята, как вы думаете, кто нам может помочь?
Дети: Полиция, спасатели, сыщики.
Воспитатели: А давайте, мы, ребята, позвоним в службу спасения экстренной помощи 112 и попросим их нам помочь!
Звучит запись: Мы вас слушаем, что у вас случилось?
Воспитатель: Помогите нам. У Незнайки пропали все книжки со сказками.
Звучит запись: Хорошо. Ваш вызов мы приняли. Ждите, через несколько минут к вам придёт наш курьер и принесёт вам план – карту для поиска пропавших сказок. Если вы правильно пройдёте весь путь и ответите на заданные вопросы, то к вам вернутся книжки со сказками.
Воспитатель: Ребята, наверное, нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами пойдём искать потерявшиеся сказки. Идти придётся долго и далеко. Вы готовы к путешествию.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда собираемся, время не ждёт.
(Стук в дверь, курьер принёс конверт, в нём план - карта).
Воспитатель: (открывает конверт, разворачивает карту и показывает её детям). Ребята, посмотрите на карту. Как вы думаете, кто это изображён на карте? Это мы с вами. Куда же нам идти? Вот стрелочка показывает, что нам идти на право. И что мы видим? Конверт под номером один. А в нё м задание: из какой сказки эти слова?
- Не садись на пенёк, не ешь пирожок.
Дети: Эти слова из сказки «Маша и медведь».
Воспитатель: Ребята, скажите, а какая в этой сказки Маша хорошая или плохая?
Дети: Машенька хорошая, она помогает медведю убирать в избушке, печёт пироги.
Воспитатель: А медведь в этой сказке хороший или плохой?
Дети: А медведь плохой. Он не отпускает Машеньку домой.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо охарактеризовали героев сказки! Продолжим путешествие. Куда стрелочка показывает? А вот и конверт № 2. (Картинка - печка).
Из какой сказки эта картинка?
Дети: Из сказки «Гуси - лебеди».
Воспитатель: Правильно. Кто сочинил эту сказку?
Дети: Это русская народная сказка.
Воспитатель: Да ребята, эту сказку придумал народ. А кто мне скажет, почему гуси – лебеди унесли братца Иванушку?
Дети: Им приказала баба – Яга.
Воспитатель: Молодцы! А что сделали бы вы, если оказались в такой ситуации?
Дети: (ответы - размышления).
Воспитатель: Идём дальше. Ребята посмотрите, куда дальше ведёт дорога. Вот ещё один конверт - № 3. (Картинка – волк и козлята). Дети, кто может сказать : Как называется эта сказка?
Дети: Это русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Молодцы! Чему учит нас эта сказка?
Дети: (ответы – размышления).
Воспитатель: Ребята, а о чём нужно помнить, когда остаёшься один дома?
Дети: Нельзя открывать двери чужим и незнакомым людям.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились! Продолжаем путешествие. Давайте посмотрим, куда показывает стрелочка. Она показывает, на конверт № 4. (В конверте картинка петушка) Кто же на картинке?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Ребята подумайте, в каких он сказках живёт? Какой характер у петушка? В какой сказке он смелый?
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Хорошо. А где он доверчивый?
Дети: В сказке «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: Правильно. А в какой сказке петушок заботливый?
Дети: «Колосок».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились и с этим заданием! Посмотрите. А что это за странный знак на карте? Вот сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём!
Физминутка «На водопой». Речь с движениями.
Жарким днём, лесной тропой, Дети идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой - лосихой идут громко топая
Топал лосёнок.
За мамой – лисицей дети крадутся на носочках
Крался лисёнок!
За мамой – ежихой присели, медленно двигаться вперёд
Катился ежонок.
За мамой – медведицей идти вперевалочку
Шёл медвежонок.
За мамою - белкой скакать вприсядку
Скакали бельчата.
За мамой – зайчихой скакать, как зайцы
Косые зайчата.
Волчица вела дети идут на четвереньках
За собою волчат.
Все мамы и дети Дети становятся в круг, делают движения:
Напиться хотят. языком «лакают».
Воспитатель: Ну вот, ребята, отдохнули. На карте у нас осталась одна стрелочка. Куда же она нас? Ой, смотрите! На карте чьи – то следы и они нас ведут в разные стороны, и каждый к своим домам. А чтобы узнать, чьи же это следы нам надо с вами отгадать загадки. Первая загадка:
– Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех.
Кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Молодцы! А вот вторая загадка:
- Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья.
А это кто?
Дети: Журавль.
Воспитатель: Ребята вы молодцы! Правильно ответили. А теперь посмотрите на картинки. (Воспитатель показывает картинки лисы и журавля). Дети, а скажите мне, пожалуйста, могут ли в природе дружить лиса и журавль? И почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
Воспитатель: А где они могли подружиться?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Хорошо. А теперь ребята давайте посмотрим, почему журавль не смог съесть лисье угощение?
На блюдце насыпана манная крупа, и воспитатель с помощью пинцета пытается набрать манную крупу. Затем воспитатель предлагает 2 – 3 детям повторить действие.
Воспитатель: Ребята теперь вы поняли, почему лиса предложила не то угощение журавлю. И давайте посмотрим, а почему лиса не смогла полакомиться угощением журавля. Обратите своё внимание на горлышко кувшина. Какое оно? Узкое и длинное. И только с длинным клювом можно достать угощение.
Воспитатель показывает с помощью длинного пинцета, как можно из кувшина достать кусочек бумаги. По примеру воспитателя 2 – 3 ребёнка проделывают тоже.
Воспитатель: Ребята, вы убедились, что и журавль не правильно приготовил угощение для лисы. Мордочка лисы не проходит в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. А сейчас я прочитаю сказку, открою схемы, с помощью которых вы будете пересказывать сказку.
Воспитатель читает сказку. Затем к схемам вызывать по очереди 2 -3 детей и попросить пересказать сказку.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я хочу вам ребята предложить театрализованное представление по сказке «Лиса и журавль». Кто из вас ребята хотел бы поучаствовать? Выходите Саша, Илья и Софья.
Выходят дети, надевают маски и показывают сказку. Воспитатель представляет:
- в роли автора был – Илья;
- в роли лисы выступала – Софья;
- в роли журавля – Саша.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо нашим артистам. Аплодисменты.
Этюд «Нежные слова». Звучит спокойная музыка.
Поднимем руки ко рту,
Пошепчем в ладошки добрые и нежные слова,
Сложим лодочкой возле груди.
Руки медленно поднимем вверх,
Открываем ладони,
Разводим руки чуть – чуть в стороны,
Ладони смотрят вверх.
Отправьте свои добрые слова небу,
Солнышку, птицам и всему миру.
Подарите свои ласковые слова
Своим друзьям, и всем гостям!
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Скажите ребята, а где мы сегодня с вами побывали? У кого в гостях мы были?
Дети: Мы путешествовали и искали сказки, которые потерял Незнайка.
Воспитатель: Да, ребята. Мы прошли по карте почти весь путь, выполнили с вами правильно все задания. И у нас на карте обозначена коробочка. Найдём её. Вот она. Скажите мне ребята, а можно ли найдя на дороге незнакомый предмет, брать его?
Дети: Нет, нельзя. Нужно позвать взрослых.
Воспитатель: Правильно дети. Поэтому я первая подойду и посмотрю. Ой, ребята! Да это не просто коробочка. Это волшебная коробочка, в которой сложены все пропавшие книги со сказками Незнайки. Видите, какие мы с вами молодцы! Мы помогли Незнайки. Но Незнайке очень важно узнать, а понравилось ли вам наше путешествие. Он предлагает вам раскрасить героев сказки «Лиса и журавль». Подумайте и возьмите себе того героя, который вам больше всего понравился. Незнайка просит вас, если вам было сегодня интересно, то разукрасить героя яркими цветами. А если не очень, то тёмными цветами.
Дети выбирают себе героя и усаживаются за столы и раскрашивают.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились. Незнайка рассмотрит ваши раскраски. Но и это ещё не всё. В благодарность Незнайка приготовил вам подарок – сюрприз.
Воспитатель раздаёт детям сюрпризы.