Ирина Шадрина
Консультация «Как воспитывать готовность к послушанию»
▼ Скачать + Заказать документы
В чем сущность послушания детей.
Как воспитывать готовность к послушанию.
Послушание- это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым.
Публикация «Консультация „Как воспитывать готовность к послушанию“» размещена в разделах
Некоторые родители считают, что ребенок должен безоговорочно выполнять их распоряжение. Важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, что это необходимо. Маленький ребенок проявляет различную готовность к послушанию. При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся.
Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуаций и указаний. И это стремление следует закреплять доступной его пониманию аргументацией. Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета.
Обязанность воспитателя - в тактичной форме разъяснить родителям, что они поступают не правильно, если требуют от ребенка безоговорочного подчинения. Нельзя забывать, что воспитание - сложный процесс : дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. При правильном воспитании дети осознано относятся к необходимости поступиться своим желаниям ради других, если для этого существуют веские причины. В послушании даже самых маленьких детей важно прогнозировать начало развития такого качества, как дисциплинированность. Задача педагогов и родителей уже в раннем возрасте формировать основы внутренней дисциплинированности, которая бы выражалась у растущего человека в культуре чувств, поступков, потребностей.
Осознанное послушание при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий - «нельзя» и «можно». Необходимо добиваться, чтобы ребенок осознанно воспринимал запреты. Дети могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими желаниями. Воля- это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, желание и отказ одновременно. Важно чтобы понятие «нельзя» и «можно» жили в душе ребенка параллельно. Это дает возможность ему более глубоко осознать разницу между дозволенным и запретным.
Немаловажную роль в формировании активного послушания играют сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения.
С первых дней надо организовать жизнь ребенка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, а это значит создать условия, которые обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние.
Необходимо всегда помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления и совершенствования, только тогда она становиться основой поведения. Задача воспитателя - разъяснить родителям ошибочность подобных взглядов. Очень важно убедить родителей в том, что проявление нежелательных привычек не должно вызывать у детей положительных эмоций. Только при правильном воспитании у ребенка начинает складываться ряд привычек: гигиенических, культурных, моральных.
Если ребенка с малого возраста приучают соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым, то эти формы поведения постепенно превратятся в привычные, естественные, возникающие из внутренней потребности поступить так, а не иначе. Но положительные привычки становятся основой, естественными и удобными способами поведения, если ребенок упражняется в них постоянно.
Нельзя забывать, что привычки у дошкольников могут легко утрачиваться, особенно если они не прочны. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль, как тут же меняется поведение детей.
Педагог должен ставить ребенка в такие условия, чтобы он имел возможность упражняться в нужных способах поведения. При этом не следует фиксировать внимание малыша на том, что он капризен и упрям, иначе он невольно вспомнит свои прежние негативные привычки и все новое будет вызывать в нем сопротивление. От полезных привычек - к активному послушанию и к дисциплинированности - такова цель всей системы воспитания.
Правильная дисциплинированность- это хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении.
Упрямство и капризы
Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы. Чаще всего упрямство у детей в резкой форме в 2,5-3 года.
Упрямство и капризы - две стороны одного и того же нарушения - проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, а у слабых - в капризах.
Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемым для обеих сторон путем. Фактически они вступают в аффективные, эмоциональные «сражения» с ребенком, никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить» и во что бы то ни стало добиться подчинения, т. е. применяют ту же самую тактику, что и ребенок. Как правило, это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем постепенно оно «обогащается» все новыми разновидностями, которые малыш усваивает от упрямой матери. Часто сильный, энергичный ребенок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера. Но гораздо чаще строгим родителям удается сломить так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребенка, подавить его активность. Инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства.
В подобном конфликте всегда как минимум два участника - ребенок и взрослый, один из которых категорически не желает подчиниться требованию другого, а этот другой (взрослый) с той же силой и столь же категорично продолжает отстаивать свое.
Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей в возрасте 2-3 лет. Одним из способов настоять на своем является упрямство- первая попытка самоутверждения. Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе. В общении с взрослыми ребенок уясняет и первые правила поведения с людьми. Правильная организация взрослыми жизни ребенка уменьшает вероятность появления у него нежелательных реакций. В том числе и упрямства. Одной из частых причин упрямства и капризов является нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. В первую очередь необходимо отыскать, что мешает ребенку и вызывает его протест. Часто возникают споры из-за еды, которые во многих семьях вырастают в проблему.
Другой распространенной причиной являются несвоевременные стремления родителей как можно раньше приучить ребенка к горшку, самостоятельному одеванию и другим навыкам самообслуживания. Если родители в своих требованиях всегда строги, педантичны, да еще обладают властным характером, то детей они всегда или почти всегда считают упрямыми. Просьбы детей их раздражают, а причины того или иного желания ребенка, мотивы его действий они часто и не стараются понять.
Жалобы родителей на неаккуратность ребенка занимаю т второе место после жалоб на капризы за столом, упрямство в связи с кормлением.
Одной из распространенных ошибок воспитания, ведущих к проявлению упрямства, бывает именно повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Но есть еще ряд причин более резких, но тоже влияющих на появления упрямства. Это биологические особенности функционирования центральной нервной системы.
Невротическая форма упрямства почти всегда результат неумеренных усилий взрослых «переупрямить» упрямого ребенка. А это в свою очередь может повлечь за собой расстройство речи (заикание, сна, постоянные отсутствие аппетита, двигательные нарушения, появление различных страхов и другие невротические расстройства, которые уже требуют вмешательства специалистов, долгого лечения и очень осложняют жизнь ребенка и всей семье.
Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Если ребенок упрямиться, значит, его что-то не устраивает, и нужно узнать в чем дело. Борьба же упрямством, когда она действительно нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой. Бывают случаи когда твердая непреклонность и в самом деле необходима но это не значит, что родители должны постоянно переживать и мучить ребенка, заставляя его отрекаться от своих желаний, добиваясь безоговорочного выполнения любого приказа. Если упрямство свойственно сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим свое мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. Капризы вызываются теми же причинами, что и упрямство. Однако, свойственные чаще детям более слабым, более зависимым от взрослых, более нуждающимися в теплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения. Это более изнеженные, более беспомощные дети, которые не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь свои цели иначе, чем капризами и нытьем.
Временами все дети капризничают, например, в период болезни, при резком нарушении привычного жизненного уклада, но при нормализации обстановки исчезают и капризы. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это сигнал неблагополучия. Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие - твердо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека - именно того, кем можно управлять. Пользуясь своим любимым оружием. Без труда дети манипулируют и полученными от взрослых разрешениями или запретами.
Если упрямство ребенка- результат изменений требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной устойчивости его близких. Сразу надо отметить, что справиться с упрямством, в принципе легче, чем с постоянными капризами ребенка, хотя преодоление упрямства тоже требует от родителей значительных усилий. Основное что они должны сделать - это изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчиненному и зависимому существу, а как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение, которое вполне заслуживает уважения. Уважение к собственному ребенку, признание его как личности - единственно верный путь к нормализации отношений между родителями и ребенком. Капризный же ребенок растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строго, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо в отличие от упрямых детей у капризного, избалованного ребенка формируется ряд неприятных личностных качеств. Причина их появления - поведении взрослых, их лишняя опека. Чтобы ребенок перестал капризничать, для большинства родителей легче всего уступить его желаниям. Но взрослым нужно изменить свое обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать наиболее твердой. Малыш усвоит, что нельзя - это нельзя, а надо- это надо. Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угасать его интересу, и громко радоваться вместе с ним всему, что он сделал «сам». В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых.
Капризы и их предупреждения
Детские капризы - это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям взрослых, в стремлении настоять на своем. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком.
Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения. Капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям. Основная причина детских капризов - неправильное воспитание. Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы.
Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с разумными требованиями дружба между детьми в семье создают в семье положительный микроклимат. Несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка.
В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т. е. ребенок изнежен заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка, но мало от него требуют. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, игрушки убирать на место, откликаться на просьбу взрослого оказать помощь.
В детском саду воспитатели стремятся возможно лучше учитывать возрастные особенности детей, рационально распределять эмоциональные и физические нагрузки. Маленькому ребенку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми.
Когда ребенок играет один, а безучастно наблюдают, такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соучастие взрослого, его внимание, помощь, совет.
Возросшая детская самостоятельность требует от родителей пересмотра сложившихся отношений с ребенком. Если взрослые понимают, что ребенок стал старше, и начинают признавать за ним право на самостоятельность, умеют направить ее на полезные дела, хвалят малыша за помощь, подчеркивают, что он большой, то оснований для капризов не оказывается.
Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое. Если отвлечение не получается, то очень важно терпение, спокойствие взрослых. Это не просто, но необходимо, так как возбуждение взрослых только усиливает возникший конфликт.
Новогодняя елка – любимый, радостный и веселый праздник нашей детворы.
Сказочно- волшебный, полный самых неожиданных сюрпризов, он долго остается в памяти детей. Дети дружно выполняют много интересных дел: разучивают сценки из сказок, хороводные песенки, игры, готовят самодельные украшения для елки в саду, домашней елки, для кукольного уголка. Переживания общей радости сближают детей. Красочное оформление елки воспитывает художественный вкус детей.
Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные образы способствуют развитию творческого воображения детей. Их затейливые игры с детьми, подарки врученные Дедом Морозом и Снегурочкой, приобретают особую прелесть.
Советы родителям
Устройте дома елку! Вместе с детьми приготовьте елочные украшения. Детям дороги игрушки, сделанные своими руками. Елка, украшенная игрушками – самоделками, выполненными вместе с детьми, создает радостное настроение у всей семьи, оставляет большое впечатление у детей на долгое время. Украшая елку, вешайте крупные игрушки наверху и в глубине, мелкие – ниже, снаружи. Елка должна быть нарядной. Чем меньше на ней игрушек, тем больше выделяется красота дерева.
В новогодний праздник на домашнюю елку пригласите товарищей вашего ребенка, спойте с ними песенки о елке, о зиме, пусть дети расскажут стихи. Заготовьте карнавальные шапочки для детей. Подумайте, какие игры вы организуете вокруг елки. Приготовьте детям маленькие подарки.
Дорогие родители!
Не злоупотребляйте частым посещением новогодних праздников, т. к. дети очень устают, если получают слишком много развлечений и радость от новогоднего праздника тускнеет.
Новый год!
На дворе метет поземка,
За окном трещит мороз,
Лед прозрачный, чистый, звонкий
Спрятал речку. Мерзнет нос!
Всюду снежные поляны,
Сколько снега намело!
И темнеет рано-рано…
И вокруг белым-бело…
Ну, а в доме пахнет елкой-
Вкусной хвоей и смолой
Неколючие иголки
Не пугают нас с тобой,
Потому, что в дверь стучится
Чудо - праздник- Новый год!
Он летит, бежит, он мчится!
Знаешь, что он принесет?
Песни, танцы и подарки!
Волшебство, улыбки. Смех!
Новый год веселый, яркий!
Этот праздник лучше всех!
Загадки снеговика
В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком.
(Дед Мороз)
У нее все ветки праздничной расцветки.
(Елка)
Она в серебро с жемчугами одета-
Волшебная внучка волшебного деда.
(Снегурочка)
Полетают в небесах и растают на носах.
(Снежинки)
С метелкой в шляпе из ведра-
Директор зимнего двора.
(Снеговик)