Наталья Стройкина
Консультация для родителей «Как музыка влияет на готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать, писать и считать, то он готов к обучению в школе. К сожалению, так думают и некоторые учителя начальных классов. Готовность ребенка к школе обуславливается развитием интеллектуальных, познавательных процессов и наличием кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, высказывать умозаключения. Простым и эффективным средством обретения вышеперечисленных способностей является музыка!
Публикация «Консультация для родителей „Как музыка влияет на готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
В. А. Сухомлинский утверждал, что музыка - могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Об этом свидетельствовали и древние философы. Современные исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают: музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.
Рассмотрим, как виды музыкальной деятельности влияют на ребенка.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, её красоте. А речь, как известно, транслирует мышление человека. Заучивание текстов развивает память. А разнообразная тематика песен способствует познавательному развитию.
В музыкально - ритмической деятельности ребенок слушает произведение, передает его в движениях. Чем интенсивнее задействовано слуховое внимание, тем больше движений. В этом виде музыкальной деятельности нормализуется мышечный тонус, так как танцы улучшают взаимодействие обоих полушарий мозга.
Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом, разрабатывается мелкая моторика. Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также способствует развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат. Духовые – «ближе - дальше» или «вверх – вниз», фортепиано, металлофон – «право – лево».
Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно – образное мышление: способность анализировать картину, «нарисованную» звуками, а затем – «рисовать» её самостоятельно в воображении. Внимательное слушание музыки - один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности. Такая сосредоточенность в дальнейшем пригодиться для изучения математики и других точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идёт синхронизация их работы, и это первые шаги к успеху в учебе.
Частью музыкальных занятий является и образовательная деятельность. Дети учатся записывать ритмический рисунок, знакомятся с нотной грамотой. Этот вид деятельности нельзя осуществить без пространственного мышления, ведь музыкальная грамота организованна пространственно. Для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как для понимания пропорций и дроби. Умение разделять поток звуков на маленькие единицы положительно влияют на лингвистические способности. Чем раньше ввести ребенка в мир музыки, тем быстрее откроется доступ к врожденным механизмам, которые отвечают за восприятие, понимание музыки и расширяют использование этих механизмов для образования других высших функций мозга. В работах Г. Ю. Маляренко, М. В. Хватовой (1993-1996г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшают кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки :
-повышение уровня читательских навыков;
-повышение уровня речевых навыков;
-улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;
-улучшение концентрации внимания;
-улучшение памяти;
-улучшение моторной координации;
-улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей.
Несколько слов о детском творчестве. Известно, что рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детьми цветовой гаммы. Ведь на музыкальных занятиях дети учатся сопоставлять звук и цвет. Творчество под музыку позволяет снять внутреннее напряжение, сосредоточиться на выполнении задания.
Рекомендуется использовать на занятиях рисованием произведения композиторов-классиков: П. Чайковского, Н. Римского- Корсакова, В. Моцарта, М. Глинки, Ф. Шопена и многих других.
Литература:
Глозман Ж. М., Павлов А. Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего дошкольного возраста. – М. : Психологическая наука и образование, 2007г.
Интернет-ресурс: https://21one.ru/stati/mir-muzyki/9549-vozdejstvie-tyazhelogo-roka-muzyki-na-organizm-cheloveka.html