Елена Панова
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года. Для диагностики практических умений при подготовке к обучению грамоте были привлечены воспитанники подготовительной группы «Б» в количестве 30 человек, посещающие МБДОУ ЦРР-детский сад № 95 «Дидинаг».
За основу взяты методики - тесты «Готов ли ребенок к школе?» Н. Г. Смольниковой, Е. А. Смирновой.
Публикация «Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Исследование проходило в естественных условиях, дети на момент исследования здоровы, организованны.
Для исследования речевых умений были выбраны следующие практические умения готовности к школе :
- умение выделять отдельные слова из потока речи;
- умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой;
- умение определять последовательность слогов в словах;
- умение выделить ударение в словах;
- умения составлять по схеме предложения;
В данной методической разработке определены уровни речевых умений:
Высокий уровень - справляется с заданием самостоятельно(3 балла);
Средний уровень - справляется с заданием с помощью взрослого (2 балла);
Низкий уровень - не справляется с заданием (1 балл).
Для диагностики практических умений выделены задания:
Задание 1.
Цель: определить умение детей делить слова-отгадки на слоги
Проведение исследования:
Детям предлагаются загадки, которые необходимо отгадать, затем разделить слова-отгадки на слоги. Выделить в данных словах-отгадках интонационно ударный слог.
Задание 2
Цель: Определить количество слов в предложении и составить схемы к предложению.
Проведение исследования:
Рыжий карапуз кушает арбуз.
Мила мылом куклу мыла.
Задание 3
Цель: умение соотносить предложение к схемам.
Проведение исследования:
Тут Анна. Тут Антон. У Анны котик. У Антона окуни. У Оли чиж.
Составление предложений по схеме:
Задание 4
Цель: умение определить начало и конец слова, последовательность слогов в словах.
Проведение исследования:
Пин/гвин, свек/ла, вед/ро, зи/ма, ра/бо/та, руч/ка, сло/варь
Задание 5
Цель: умение выделить ударение в словах
Проведение исследования:
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Результаты исследования отображены в таблице 2.
Таблица 2. Степень практической готовности детей к обучению грамоте.
№ ФИО ребенка Дата рождения Критерии и показатели
умение выделять отдельные слова из потока речи Уровень
умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой Умение определять последовательность слогов в словах Умение определять последовательность слогов в словах Умение выделить ударение в словах
1. Арчегова Нина Магомедовна 22.01.09 3 3 3 2 2
2. Азиев Герман Таймуразович 28.06.08 2 2 3 2 1
3. Бигаева Изида Вадимовна 28.06.2008 1 1 1 2 2
4. Бураева Камила Эльбрусовна 29.06. 2008 2 3 3 1 1
5. Бучукури Георгий Важаевич 7.11.2008 2 2 2 1 1
6. Гаглоев Алан Тенгизович 25.03.09 1 2 1 1 2
7. Галаванов Давид Артурович 01.08.09 2 3 1 1 1
8. Газзаева Зарина Алановна 30.08.2008 3 3 3 2 2
9. Гозоев Джамболат Сосланович 22.03.2008 2 2 3 2 1
10. Гудиев Марк Сосланович 06.11.2008 1 1 1 2 2
11. Дзампаева Элеонора Тамерлановна 09.04.2009 2 3 3 1 1
12. Икаев Альберт Станиславович 2.02.2008 2 2 2 1 1
13. Икаев Марат Иосифович 20.05.2008 3 3 3 2 2
14. Кабисов Давид Львович 19.07.2008 2 2 3 2 1
15. Кабисова Дана Львовна 22.11.09 1 1 1 2 2
16. Карсанов Сармат Витальевич 6.08.2008 2 3 3 1 1
17. Качмазова Диана Аслановна 25.10.2008 2 2 2 1 1
18. Кузмицкий Артем Владимирович 31.07.2008 1 2 1 1 2
19. Кусраев Максим Валерьевич 19.08.2008 2 3 1 1 1
20. Кокоев Георгий Сосланович 08.01.09 3 3 3 2 2
21. Кочишвили Елизавета Руслановна 08.08.2008 2 2 3 2 1
22. Мамиева Салима Руслановна 7.10.2008 1 1 1 2 2
23. Малянова Тамара Олеговна 07.10.08 2 3 3 1 1
24. Никколов Давид Станиславович 29.11.2008 2 2 2 1 1
25. Ревазова Марина Муратовна 31.08.08 1 2 1 1 2
26. Сидорова Анастасия Станиславовна 29.10.2008 2 3 1 1 1
27. Тасоева Амина Давидовна 26.03.09 3 3 3 2 2
28. Хугаев Георгий Андреевич 27.02.09 2 2 3 2 1
29. Хугаева Диана Андреевна 10.03.09 1 1 1 2 2
30. Хозиева Дана Сослановна 15.12.08 2 3 3 1 1
Анализ полученных данных показал, что у 35 % детей высокий уровень, ребята затруднялись в составлении по схеме предложения. Средний уровень показали 43 % детей, так как проблемно было выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. 22 % детей показали низкий уровень, ребятам было сложно дать ответ по трем заданиям.
Полученные результаты исследования практических умений по подготовке детей к обучению грамоте занесем в диаграмму (Рисунок 1).
Анализ полученных данных показал, что у 37% детей низкий уровень, им было сложно дать ответ по трем заданиям. 43% показали средний уровень, так как им было проблемно выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. И только 20% детей из всего числа испытуемых, имеют высокий уровень.
Рисунок 1. Уровень практической готовности детей к обучению грамоте.
Итак, данные методики позволили определить уровни умения выделять отдельные слова из потока речи, умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой, умение определять последовательность слогов в словах, умение выделить ударение в словах, умения составлять по схеме предложения. Особую сложность для детей вызывали задания на постановку ударения и выделение ударного слога. Была выявлена группа детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.
На основе этого был составлены план работы и коррекционно-развивающая программа для повышения уровня подготовки к обучению грамоте детей.
Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника игре.