Дозморова Елена Александровна
Выработка сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ методической литературы, программ и занятий по математике, обучению грамоте, изобразительному искусству и технологии, а также последующая экспериментальная работа подсказали, какой должна быть модель учебного процесса. Овладение способностью видеть форму, анализировать предметы и группировать их является показателем умственного развития и обеспечивает успешное обучение в дальнейшем.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. В данном методическом проекте речь пойдёт о первоначальном накоплении у детей элементарных представлений о цвете, форме, величине предметов и их расположении в пространстве.
Публикация «Выработка сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Большинство детей этого возраста увлекается изобразительной деятельностью. Почти все они любят составлять аппликации и конструировать из различных материалов. Поэтому модель учебного процесса должна объединить эти виды деятельности детей, что позволяет в обычных условиях в более доступной форме ознакомить детей со многим учебным материалом.
Рисунок, являясь универсальной дисциплиной, помогает решать общие проблемы образования и воспитания. Но, учитывая то, что дети обладают различным запасом представлений и навыков и им трудно создавать образ в рисовании, считаю, что изображение предмета в аппликации во многих случаях должно опережать его изображение в рисовании: дети прежде составляют образ методом аппликации, потом рисуют его карандашом или красками и затем выполняют композицию в объёме.
Так повторность в работе не надоедает детям и приводит к хорошим качественным результатам: изображая предмет разными средствами, ребёнок лучше познаёт его признаки и качества. Для такой работы был создан манипулятивный конструктор. В конструкторе присутствует два вида труда: изготовление модульных элементов и конструирование из них различных предметов. Таким образом, связывается в едином целом процессе труд воспроизводящий с трудом творческим. Методика его применения объединяет разные, наиболее доступные виды деятельности детей (рисование, аппликацию, конструирование) и опирается на современные методы обучения (метод манипулятивного конструирования, применение технической документации с сокращёнными данными, метод выполнения повторных работ и изменением и усовершенствованием ранее изготовленных изделий, метод решения проблемных задач, метод художественного конструирования и др.)
При формировании первоначальных, элементарных художественно-конструкторских знаний, умений и навыков акцент в практической работе сделан на стимулирование творческой активности и самостоятельности, развитие фантазии, воображения и гибкого нестандартного мышления. С этой целью предусмотрены упражнения как по образцу, условию, техническому заданию, замыслу, так и свободные от традиционных представлений, шаблонов. Форма организации обучения свободная, не сковывающая фантазию детей, но в то же время управляемая педагогом. В качестве такой формы, в основном, используется игра. Это даёт возможность исключить случаи, когда дети пассивно и без интереса слушают истины в готовом виде. К постижению этих истин дети будут приходить самостоятельно, сами открывать их.
Естественно, данный конструктор не претендует на исчерпывающее решение всех вопросов, связанных с методикой обучения детей художественному конструированию. Он даёт возможность учителю, родителю строить свою работу на определённой, наиболее доступной методической основе.
Манипулятивное конструирование из модульных элементов с соответствующей дорисовкой – это не только наиболее доступный для детей приём выражения своих мыслей и чувств, но и наиболее целесообразный метод обучения, так как он не требует от детей сложных практических действий и позволяет решать самые различные учебные задачи. Основная педагогическая ценность манипулятивного конструктора как дидактического пособия состоит именно в том, что он позволяет младшим школьникам осваивать азы художественно-конструкторского творчества ещё до того, как они овладеют средствами этой деятельности. Так с помощью конструктора дети ещё до усвоения принципов художественного конструирования, не зная основ композиции и не умея выражать свои мысли в чертежах и технических рисунках, получают возможность приобретать первоначальные элементарные знания, умения и навыки художественного конструирования. Ребёнок усваивает понятия «конструкция» и «конструирование». При этом у него развиваются мыслительные способности, умение целенаправленно рассматривать и анализировать конструкции простейших игрушек, определять количество их частей, сравнивать отдельные части между собой, различать их по форме, размеру, цвету, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения. Выполнение декоративной аппликации на плоскости даёт ребёнку первоначальное понятие о композиции и художественных средствах выразительности (цвете, ритме, симметрии, пропорции и т. д.). Например, после того как ребёнок выложит из модульных элементов образ самолёта, заменим одно крыло другими модулями, и он наглядно убедится, как влияет закон симметрии на художественный образ и при этом он усвоит материал урока математики, где есть тема симметрии. Комбинируя модульными элементами разных размеров, ребёнок выявляет соразмерность частей изображаемого предмета. Это упражнение способствует формированию чувства пропорции, что тоже немаловажно при изучении геометрического материала. У ребёнка развивается хорошая пространственная ориентация на плоскости – одно из условий подготовки к успешному дальнейшему обучению. Применение самодельных манипулятивных конструкторов из модульных элементов позволяет преодолеть один из самых тяжёлых по своим последствиям и пока неустранимый недостаток – обучение и воспитание детей, в основном, методом репродуктивной шаблонной работы.
Приведу пример использования конструктора. Если это добуквенный период: на парте детям предлагается выложить картинку паровозика, затем простым карандашом при помощи лекала изобразить этот паровозик (или любой другой рисунок) в альбоме и заштриховать. Если задание даётся в буквенный период то работа с «паровозиком» продолжается: выделить первый звук, охарактеризовать его, раскрасить паровозик (или любой другой рисунок) в цвет соответствующий цвету звука в схеме. Можно провести физминутку с использованием составленного рисунка.
Математика. При прохождении геометрического материала очень удобно использовать манипуляционный конструктор, задания могут быть самые различные: составить хвойное дерево из треугольников, составить дом из четырёх квадратов и треугольника, составить ракету и раскрасить в цвет, который будет соответствовать ответу примера записанного на каждой геометрической фигуре.
В дальнейшем работа с рисунками продолжается на занятиях ИЗО и труда: сделать аппликацию паровозика, составить модель ракеты и т. д.
В вопросах обучения не надо искать однозначных решений, может быть несколько различных, но одинаково хороших вариантов. Пусть появятся не один, пять – десять различных конкурирующих между собой или дополняющих друг друга моделей и средств обучения. Главное в системе обучения - выдержать основной принцип: минимум исходных средств – максимум эффекта в гармоничном развитии детей.
Модуль манипулятивного конструктора