МААМ-картинки

Выступление из опыта работы «Организация адаптации детей в летний оздоровительный период»

Елена Моторина
Выступление из опыта работы «Организация адаптации детей в летний оздоровительный период»
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. Моя главная задача – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации.

Воспитателем в детском саду я уже работаю 17 лет. Вроде бы опыт уже есть. Сделала несколько выпусков детей в школу. Но каждый раз, когда нужно набирать новую группу очень волнуюсь, переживаю: как пройдет адаптация детей к детскому саду, что можно сделать, чтобы она протекала менее болезненно для детей, ну и конечно думаю о том, как буду строить отношения с родителями.

Публикация «Выступление из опыта работы „Организация адаптации детей в летний оздоровительный период“» размещена в разделах

Работа по подготовке и проведению адаптации детей в группе я строила по нескольким направлениям: проведение до адаптационного периода, который включал в себя работу с родителями. И проведение периода адаптации с детьми.

На первом этапе вела работу, по просвещению родителей по вопросам адаптации. Для этого в приемной комнате организовала выставку информационных материалов:

- Папки - передвижки с практическими рекомендациями: «Готовим малыша в детский сад», «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям», «Советы психолога» и т. д.

- Информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?», «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду» и другие.

Поступление ребенка в детский сад является большим событие для родителей. Работу с ними начали еще в мае после проведения первого родительского собрания. Проводили индивидуальные беседы, выясняя условия жизни ребенка дома, получая сведения о состоянии здоровья ребенка, привычках, особенностях характера, режиме. По приходу ребенка в детский сад предлагали заполнить анкеты: «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение», «Каков ваш ребенок?», «Анкетные данные семейного положения». Анкетный опрос позволил еще раз вернуться к особенностям развития каждого ребенка в семье.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за их судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому я, прежде всего, старалась успокоить взрослых: приглашала их в группу, показывала шкафчики, кровати, игрушки, рассказала, чем ребенок будет заниматься, знакомила с режимом дня, вместе обсуждали, как облегчить период адаптации. Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка ежедневно, вечером, беседовала с ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям.

Также на первом родительском собрании объяснила родителям, что они должны внимательно прислушиваться к советам воспитателей, принимать к сведению их консультации, наблюдения и пожелания ведь если ребенок видит хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Начиная с первого дня пребывания ребенка в детском саду я, в первую очередь, старалась создать эмоционально благоприятную обстановку в группе для того, чтобы сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, создала атмосферу уюта и тепла. Ведь если это тепло и доброту ребенок почувствует с первых же дней, у него быстро исчезнут волнение и страхи, а значит и адаптация пройдет намного легче.

В период адаптации временно старалась сохранять привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречили правилам в детском саду. Например, разрешала детям приносить свои любимые игрушки (кроме мягких игрушек, на дверку шкафчика ребенка, разрешала родителям приклеить семейное фото.

Для каждого ребенка устанавливала индивидуальный режим. Время пребывания увеличивала постепенно в зависимости от привыкания ребенка.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому я использовала такие приемы, как:

- настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий;

- ласкала ребенка: гладя ручки, ножки, спинку;

- хороший эффект засыпания дает поглаживание ребенка по голове;

Особое внимание уделяла организации приема пищи. Разговаривала с родителями, выясняла, как ребенок ест дома (самостоятельно или с помощью родителей, есть ли любимые блюда, нет ли аллергии на ту или иную пищу. В основном, дети умеют, есть самостоятельно, но есть, конечно, и такие кого нужно докармливать или сначала покормить только потом ребенок начинает кушать самостоятельно.

В подготовке группы к открытию активное участие приняли родители. С их помощью приобрели дидактические пособия для занятий, рабочие тетради для детей, а также много новых игрушек и игр. Особое внимание уделили музыкальным игрушкам, настольным играм, игрушкам для настольного и кукольного театра.

На протяжении адаптационного периода много играли с детьми. Для этого в группе созданы все условия: есть игровые зоны, много дидактических игр, игр для сенсорного развития («Шнуровка», «Втулки», «Кнопочки», «Застежки», пирамидки, башенки, матрешки, «Рамки и вкладыши» и др., театрализованные игры «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Маша и Медведь» и другие.

Большинство детей очень подвижные, поэтому им нравится играть со спортивными игрушками (мячи, кольцебросы, ленточки, обручи и. т. д.). После 2-3 музыкальных занятий внимание детей стали привлекать музыкальные игрушки (барабан, гармошка, дудочка, бубен, синтезатор, колокольчики и др.).

Особую радость вызывают на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, а в период адаптации они успокаивают и расслабляют детей. Летом подобные игры я организовывала на улице. Набирала воды в надувной бассейн и вместе с детьми пускали туда кораблики, рыбок, утят и другие резиновые игрушки. Кроме этого в группе сделала «Сухой бассейн» из пробок. Дети с удовольствием ищут в нем спрятанную мелкую игрушку.

Ежедневно разучивала с детьми пальчиковые игры: «В нашей избушке», «Зайчики», «Бабочка» и другие. На прогулке привлекала детей к участию в подвижных играх, таких как «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Поезд», «Лохматый пес», «Воробушки и кот» и др.

Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое выполнение определё нных правил:

Добровольность участия в игре. Добивалась того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Всегда бала непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекала их в игровую деятельность, делала ее важной и значимой для них.

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять четвертое правило: наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный материал. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, он долго останется для детей необычным.

И последнее, но отнюдь не маловажное правило.

Старалась не оценивать действия ребенка, давала ему возможность проявить, выразить себя, ведь он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи. Помогала ему выразить все это!

Основная задача проведения игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре.

На сегодняшний день все 26 детей адаптированы к детскому саду. Я считаю, что адаптация детей к детскому саду в группе № 4 прошла на хорошем организованном уровне.

По результатам наблюдения за детьми выявлены следующие степени:

1. Легкая степень адаптации прошла у 18 детей-69 %

2. Средняя степень адаптации была у 8 детей- 31 %

3. Тяжелая степень адаптации - нет.

Доминирует благополучная группа адаптации - легкая степень -18 детей- 69% поведение детей нормализовалось в течение 10-15 дней, дети вели себя адекватно в коллективе, у них был хороший аппетит, глубокий сон, организм справлялся с трудностями без осложнений.

По своим наблюдениям я заметила, легко адаптируются те дети, у которых есть опыт общения со взрослыми и детьми т. е. у которых есть братья и сестры.

Чем более узок был круг общения (мать, отец, бабушка, дедушка, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и детьми. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, не умение пойти в контакт с чужими определяют характер поведения.

К счастью, все трудности уже остались позади. И мы, воспитатели, очень рады, что адаптационный период в нашей группе закончился успешно.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление из опыта работы «Организация адаптации детей в летний оздоровительный период»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 21:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление из опыта работы «Организация адаптации детей в летний оздоровительный период»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Моторина (УИ 142140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД