Марина Шемякина
Выступление на МО педагогов ДОУ по введению ФГОС «Требования к условиям реализации образовательной программы»
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
С принятием нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Соответственно, содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с ФГОС, поэтому в настоящее время назрела необходимость введения Федеральных государственных образовательных стандартов не только на начальную и среднюю общеобразовательную школу, но и в дошкольное образование.
Публикация «Выступление на МО педагогов ДОУ по введению ФГОС „Требования к условиям реализации образовательной программы“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ Д О. (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.)
Требования ФГОС предъявляются к :
- структуре основной образовательной программы дошкольного образования
- условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основной образовательной программы общего образования;
Рассмотрим подробнее требования к условиям реализации основной образовательной программы. Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, разделяемым по видам ресурсов.
Требования к условиям реализации программы включают в себя :
1) требования к кадровым условиям;
2) требования к психолого-педагогическим условиям;
3) требования к развивающей предметно-пространственной среде;
4) требования к финансовым и материально-техническим условиям.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно : в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно0эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Остановимся подробнее на каждом из требований к условиям реализации Программы.
Требования к кадровым условиям реализации программы
«От рождения до школы» включают:
1) укомплектованность дошкольной образовательной организации
руководящими, педагогическими и иными работниками; квалификационные характеристики которых установлены
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. ,
2) уровень квалификации руководящих, педагогических и иных ра-
ботников ДОО;
3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня
профессиональной компетентности педагогических работников ДОО.
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) в объеме не менее 130 часов, не реже 1 раза в 3 года.
Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога :
-. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек».
- Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка»
-В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям.
Тебования к психолого-педагогическим условиям,
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий.
Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования.
Психолого-педагогические условия подразумевают :
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях.
2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
В основе образовательной деятельности - взаимодействие взрослых и детей, ориентирование на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающих социальную ситуацию его развития.
- поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействие.
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
- защита от всех форм физического и психического насилия
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Адекватные психолого –педагогические условия стимулируют развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дают право на ошибку, формируют познавательные интересы, поощряют готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивают успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка.
. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной орга-
низации должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
Необходимость создания такой среды. приводит нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования.
Согласно ФГОС организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе и технические, соответствующие материалы (в том числе и расходные) игровое, спортивное оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы не предъявляет каких-то осо бых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО.
При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Требования к материально- техническим условиям реализации программы включают :
1) Требования, определяемые в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
2) Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности
3) Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
4) Оснащенность помещений предметно –пространственной средой
5) Требования., к материально- техническому обеспечению программы (УМК, оборудование, оснащение).
.
Финансовые условия реализации программы должны :
1)обеспечивать возможность выполнения требований стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию образовательной части Программы и части формируемой участниками образовательного процесса,
учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей.
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизмов их формирования.
Слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться»., с этим сложно не согласиться, а также с тем, что
«ключевой формулой развития образования является детство ради детства»- вот девиз направления развития дошкольного образования.
Использованные материалы:
Документ ФГОС
Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.