Ольга Москвина
Выступление на Совете педагогов «Детская игра в педагогическом процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на Совете педагогов на тему :
«Детская игра в педагогическом процессе ДОУ»
Как подчеркивал Л. С. Выготский, ирга является ведущей, а не преобладающей формой деятельности в жизни ребёнка. В рамках ДОУ, когда в соответствии с образовательной программой решается комплекс образовательно-воспитательных задач, а также присутствует ряд режимных моментов, игра не может быть преобладающей, но при этом в ДОУ должны быть созданы условия, позволяющие ребенку в полной мере овладеть игровой деятельностью во всём её богатстве и многообразии. Для этого надо чётко различать игру как деятельность и игру как педагогическую форму. В условиях детского сада педагоги используют игровую форму подачи материала, чтобы облегчить детям усвоение необходимых знаний, для закрепления знаний часто используют различные дидактические и сюжетные игры. Но главное для педагогов – это помочь ребёнку активно обогатить опыт разнообразных видов деятельности, показывая ему, как новое знание или умение можно применять в разных играх.
Публикация «Выступление на Совете педагогов „Детская игра в педагогическом процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Например, рассматривая свойства песка (сухой-влажный-мокрый, надо показать, что можно делать с каждым видом:
Сухим песком можно украсить куличики или рисовать сыпящимся из кулачка или кулёчка песком рисунки;
Лепить и строить из влажного;
Делать причудливые песочные города-башенки или узоры из мокрого.
Развитие самодеятельности детской игры в ДОУ связано с
применением комплексного метода педагогической поддержки детских игр, который включает в себя 4 компонента:
1. Обогащение знаний детей – один из важных компонентов, без которого
ребёнок не будет играть, какая бы богатая развивающая среда не была в группе, и каким искусным не был бы взрослый, затевающей игру с ребёнком. Ведь ребёнок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира, как бы вынося его вовне и преобразуя в своей игре. То есть, главное не какая игрушка попала ребёнку в руки, а непосредственные знания и представления его об окружающем мире. Поэтому необходимо обогащать знания детей не только о предметном мире, но и о социальных взаимоотношениях в разных областях деятельности. Ещё одно непременное условие: чтобы та или иная информация выступала основой для игры, она должна обязательно быть эмоционально значимой для ребёнка, вызывать желание поучаствовать в сходной ситуации, примерять на себя тот или иной образ, прожить то или иное событие.
2. Обогащение игрового опыта детей. Обычно передача и обогащение игрового
опыта происходит естественным путём – от старших детей к младшим через включение в общие игры. Но так как сейчас нет разновозрастных групп, то задачу обогащения игрового опыта должен взять на себя педагог. То есть, первым принципом организации сюжетной игры должно быть то, что педагог должен играть вместе с детьми. Взрослый должен уметь включаться в игру, в зависимости от ситуации меняя позицию либо одного из игроков, либо лидера, ведущего за собой. Педагог должен «научить» ребёнка не определённому набору игровых действий в той или иной ситуации, а сформировать у него умение создавать условную, мнимую ситуацию, «вживаться» в неё и действовать в ней, активно и творчески преобразуя её в игре, создавать новые проблемные ситуации и разрешать их. В современных играх со старшими дошкольниками можно показать возможности усложнений и сюжетных взаимоотношений персонажей в рамках разворачивающегося сюжета, показать, как можно ввести новые персонажи в игру, расширяя её рамки.
3. Создание развивающей предметной среды. Главные условия при создании
РПС – это то, что она должна развивать детскую игровую деятельность и соответствовать возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям:
Проблемность, так как ребёнок, действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности;
Обобщенность, то есть нейтральность по отношению к смысловому поля игры, функциональная универсальность;
Сомасштабность элементов игровой среды между собой, позволяющая сочетать её элементы в любых комбинациях;
Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми задачами.
Для детей младшего возраста необходимы различные игровые атрибуты, сюжетные игрушки и обязательно – предметы-заменители, использовать которые можно с раннего возраста. По мере становления игры как деятельности её сюжеты начинают отталкиваться не от наличия предметной среды, а от замысла ребёнка.
К старшему дошкольному возрасту предпочтение должно отдаваться обобщенной модульной предметной среде, в которой предметы могут принимать на себя любое значение в смысловом поле игры в сочетании с сюжетными игрушками.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми. Оно необходимо каждый раз,
как только самодеятельная детская игра начинает «стопориться». Помочь предложить сюжетную линию, предложить новый неожиданный сюжетный поворот можно как во время игры, так и вне её.
Младшие дети охотно принимают новую интересную проблемную ситуацию, которую им предложит взрослый. Вмешиваться в игру старших либо не следует, либо делать это надо крайне деликатно, входя в игру так, чтобы не разрушить её и заинтересовать играющих новым сюжетным ходом. Педагог может помочь организовать игру, начав сюжетное действие, а потом незаметно выйти из неё, когда дети перехватили инициативу.
Наблюдая за игрой, педагог видит, какую информацию можно предложить детям для содержательного обогащения игры. То есть происходит возврат к первому компоненту метода. Таким образом, двигаясь по спирали от компонента к компоненту детская игра получает все возможности для своего развития и саморазвития.
В ДОУ должна быть представлена вся палитра видов детской игры. Для развития ребёнка очень важны хорошие дидактические игры, а также народные, спортивные, досуговые и прочие.
А чтобы ведущая деятельность могла реализовать свой развивающий потенциал, ребёнок должен быть полноценным деятелем, определяющим не только выбор тематики игры и партнёров, игрушек и ролей, но и целей, способов и средств своей игры.
Обеспечение условий для становления и развития игровой деятельности позволяет решить ряд задач, обеспечивая психологическую готовность детей к школьному обучению, их полноценное развитие, успешную социализацию и психоэмоциональное благополучие.