МААМ-картинки

Выступление «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц»

Ирина Варгина
Выступление «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Проявление творческих способностей является показателем уровня развития ребёнка. (т. е. умение видеть мир, его противоречия, способность генерировать /применять, использовать/ неожиданные явления)

Публикация «Выступление „Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение к ним.

В своей группе в начале учебного года мы провели диагностику общего речевого развития детей.

95% детей хорошо определяли местонахождение звука в слове;

85% детей хорошо составляли слова и предложения по схемам;

90% детей хорошо определяли ударение в словах;…

Но 60 % детей затруднялись в составлении рассказа по картине, по серии картинок, в составлении отзыва о своей любимой игрушке или о пережитом событии. Детям не хватало словарного запаса, они с трудом подбирали эпитеты.

Исходя из этого, было решено особое внимание уделить развитию речевого творчества детей. Была поставлена задача:

• Усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности при составлении сказок, рассказов.

Как же научить детей свободному владению родным языком? С помощью каких средств?

Зная, что показателем проявления речевого творчества ребёнка – дошкольника является его способность создать новый продукт речевой деятельности – новый рассказ, сказка, загадка, дразнилка, мы определили пути развития речевого творчества детей.

Свою работу мы решили начать со сказки, т. к. сказка самый близкий детям литературный жанр.

1. Для того, чтобы ребёнок захотел самостоятельно сочинять сказки, необходимо было создать мотивировку деятельности, т. е. вызвать интерес детей к пересказу или сочинению сказки.

Для этого нами был предложен детям просмотр дисков с мультфильмами и сказками. После просмотров дети обменивались мнениями, рассуждали по сюжету, обсуждали поступки героев.

2. Затем детям важно было показать структуру построения данного литературного произведения, научить представлять объект, т. е. анализировать, отбирать основные их свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для этого мы использовали метод моделирования. Моделирование текста сказок помогает ребёнку легко усвоить последовательность действий персонажей сказки, выявить и обозначить их характерные признаки.

При моделировании мы учили детей шифровать знакомые сказки, прятать героев в геометрические фигуры, которые можно легко угадать по форме, размеру, цвету, а также разнообразные линии (прямые, волнистые, пунктирные)

Так, сначала мы вместе с детьми зашифровали знакомые сказки «Три медведя» и «Репка» в кружки.

Затем предложили детям «спрятать» героев сказки «Кот, петух и лиса» в другие геометрические фигуры и линии.

3. Научив детей кодировать и читать сказки, мы перешли к работе с мнемотаблицами – схемами, в которые заложена определённая информация. С их помощью мы научили детей рассказывать о сезонных изменениях природы, о характерных особенностях времён года, описывать животных.

Работая с мнемотаблицами мы научили детей раскодировать знакомые и зашифровывать незнакомые стихи. По своим шифровкам дети быстро выучивали стихотворения.

4. На следующем этапе работы перед нами встала задача – научить детей составлять творческий рассказ по сюжетной картине.

Требования программы «Детство» по составлению творческого рассказа сводятся к следующему:

Мы начали работать с детьми по технологии ТРИЗ.

Основной дидактической задачей – было усвоение ребёнком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребёнку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

Освоение обобщённых способов составления творческих рассказов происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном для этого месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течении двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершенного мыслительного действия.

Содержание :

1. определение объектов на картине.

2. установление взаимосвязей между объектами на картине.

3. составление сравнений, загадок и метафор по картине.

4. представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

5. составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

6. определение местонахождения объектов на картине.

7. составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

8. описание объекта с изменением его характеристики во времени.

9. понятие о смысловых характеристиках картины.

На каждом этапа в течении всего дня проводится работа с подгруппами детей. В пятницу, к концу второй недели, рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.

При данной планомерной работе дети через несколько недель смогли составить рассказ по данной картине. При этом их рассказы носили более творческий, более оригинальный характер.

Задачей на будущее является обучение детей составлению логических рассказов по серии картинок.

Публикации по теме:

Сенситивные периоды В дошкольном возрасте есть периоды, когда детям легче всего даётся какой-нибудь вид деятельности, когда можно развить или проявить способности.

Творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: " Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц»
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 13:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Варгина (УИ 281243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД