Светлана Борисенко
Взаимодействие детского сада и семьи как важное условие для формирования основ полноценной гармонично развитой личности
▼ Скачать + Заказать документы
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи как важное условие для формирования основ полноценной гармонично развитой личности» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Проблема партнерства предполагает не только взаимодействие, но и взаимные обязательства социальной грамотности и компетентности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-нибудь учиться, заниматься
самообразованием на протяжении всей жизни. Потребность в новых знаниях возникает во всех сферах жизни – профессиональной, семейной, общественной, личной. Поэтому молодые родители очень часто сталкиваются с необходимостью получения новых знаний в области воспитания и обучения ребенка. В этой ситуации именно воспитатель будет являться тем источником информации, из которого родители удовлетворят свою потребность в знаниях, поэтому социальная значимость воспитателя значительно возрастает. Не всякие отношения в процессе обмена информацией могут стать партнерскими. Модели взаимодействия отличаются разнообразием и определяются жизненными
задачами. Могут возникать трудности взаимодействия в системе «родитель-воспитатель» :
1. Преимущественно односторонняя инициатива общения. Воспитатель изначально берет на себя инициативу в общении, не дожидаясь момента, когда такая необходимость возникает у родителей. Свою помощь родителям персонал детского сада видит в советах, рекомендациях и т. д. Воспитатели высоко оценивают собственный профессионализм.
Взаимодействие «родитель-воспитатель», как правило, сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим, приветствующим помощь родителей отношениям между семьей и детским садом.
Как следствие, у родителей срабатывает фактор самозащиты личности – нежелание знать и принимать. Конструктивного диалога, основанного на плюрализме мнений и свободе жизненных позиций, не получается.
2. Другой трудностью являются барьеры непонимания. Возможно преодоление барьеров: фонематического – путем четкой дикции и
уместной жестикуляции; семантического – знанием аудитории и использованием знакомых ей терминов и понятий, вдумчивым введением новых слов; стилистического – умением оратора правильно структурировать подаваемую информацию.
В целях успешного осуществления взаимодействия необходимо знать сильные и слабые стороны участников процесса. Необходимым условием сохранения профессиональной компетентности педагогов является сформированная потребность в саморазвитии. Выстраивая систему социальных партнерских отношений «воспитатель – родитель», важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый с точки
зрения педагогики, желает добра своему ребенку. Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, необходимых для успешного взаимодействия. Очень важно владеть информацией о том, в каких формах совместной работы заинтересованы сами родители. Чем выше уровень владения информацией, тем вероятнее возможность совпадения ожиданий и запросов со стороны родителей с возможностями
и интересами сотрудников детского сада. За последние годы учеными и практиками разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют
сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи, мы проводим работу по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. По
итогам опроса, анкетирования педагогов и родителей составили план мероприятий, разработали проект «Детский сад и семья – единое образовательное пространство». Для повышения компетентности педагогов работу ведем в следующих направлениях:
1. научно-методическая;
2. консультативная работа;
3. практические занятия, деловые игры;
4. аналитическая работа.
Для повышения компетентности родителей педагоги используют следующие формы работы :
1. массовые: совместные мероприятия педагогов и родителей;
2. совместные мероприятия педагогов, родителей и детей;
3. индивидуальные;
4. наглядно-информационные;
5. анкетирование;
6. работа с трудными семьями.
Для эффективной работы с семьями воспитанников необходимы: установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»; доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»); системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «разовых мероприятий»).
Таким образом, работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям
в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
«Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостновозвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, и знал, что дома его ждут любящие взрослые».
Ольхина Е. А.