Юлия Раздайбедина
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать и поддерживать интерес воспитанников детского сада к традициям, обычаям, патриотическим праздникам и праздникам русской культуры наш педагогический коллектив предлагает через организацию интегрированной познавательной деятельности в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, познавательные тематические занятия: «День семьи», «Мы гордимся тобой, Россия», «Наши выпускники – кадеты, будущие моряки», «Моя малая Родина - поселок Молочный», «Светелка», утренники, посвященные любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
На данный момент можно с уверенностью сказать, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание не может быть качественным без привлечения семьи воспитанников.
Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции.
Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитании является : «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками». Т. е.
1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.
Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.
• беседы;
• консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
• совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
• совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. ;
• досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
• поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В этом 2013-2014 учебном году наш детский сад подал заявку на участие в инновационной деятельности в качестве региональной площадки, на базе которой будет работать консультационный центр – все виды консультативной помощи педагога-психолога, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, методиста, воспитателей, инспектора по охране прав детства, врача-педиатра, музыкального руководителя.
Категорией пользователей данной услугой станут:
-воспитанники
-родители (законные представители)
-неорганизованные дети, не посещающие ДОУ, их родители
- дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, их семьи и др.
Нетрадиционной формой работой с родителями является Родительский клуб «Коррекционная мозаика».
Тематика встреч определяется, формируется исходя из потребностей родителей или проблем возникающих в повседневной жизни у воспитанников.
Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов, родителей и детей (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность). Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др. Непосредственное участие каждого ребенка в утреннике, посвященном празднику, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения.
Педагогами ДОУ разработана и реализуется рабочая программа «Растим патриотов России», задачи которой: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
Необходимым условием реализацией программы является специально организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательные интересы детей: различные аудио- и видеоматериалы, детские народные инструменты, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам, оборудована комната «Светелка».
Творческой группой воспитателей накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе Мурманской области, материал об истории возникновения п. Молочный, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего поселка. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями поселка. Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детсада о прошлом нашего поселка, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о памятниках в нашем поселке. Проводятся экскурсии к памятникам наших земляков, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Дети с гордостью говорят о мужестве нашего земляка Леонида Акимовича Гальченко - Героя Советского Союза, который за годы войны участвовал в 90 воздушных боях, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе. Знакомя детей с прошлым поселка, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом даем воспитанникам задание на дом – узнать, где работают их родители. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Дети вместе с взрослыми сажают деревья в детском саду, участвуют в субботнике, приводя в порядок двор, что дает ощутить им свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.
Традиционными стали ежегодные мероприятия, посвященные 9 мая, с приглашением ветеранов. Эти встречи всегда проходят очень в трогательной обстановке, после торжественной части начинается минута воспоминаний, где ветераны рассказывают воспитанникам о своих подвигах, подвигах их товарищей, тяжелых временах.
Детский сад регулярно посещают наши выпускники, учащиеся МБОУ «Кадетской школы г. Мурманска». С большой радостью проходят совместные спортивные, игровые и познавательные программы. По традиции кадеты исполняют «Кадетский гимн». Принимают активное участие в праздничном утреннике, посвящённом Дню защитников Отечества. Воспитанники кадетской школы внимательно и с удовольствием смотрят небольшой концерт детей, принимают участие в конкурсах и эстафетах, показывают своё мастерство в разборке и сборке макета автомата. Заканчиваются мероприятия совместным праздничным чаепитием в уютной обстановке. Дружба кадетов с детским садом продолжается уже несколько лет к взаимному удовольствию сторон.
В 2012-2013 учебном году воспитателями ДОУ был обобщен опыт совместной проектной деятельности с Кадетской школой г. Мурманска по гражданско-патриотическому воспитанию детей, с дальнейшим представлением и размещением на 10 сборе воспитанников кадетских корпусов и школ регионов РФ, за что педагогический коллектив был отмечен благодарственными письмами за сотрудничество в подготовке достойных продолжателей славных традиций Российского воинства.
Чтобы заложить у детей основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России по средством праздников: Рождество, Пасха, Троица, старинных народных обычаев Колядки, Святки, Масленица. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Праздник проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором принимают непосредственное участие. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.
В декабре 2012 г. в детском саду прошло общее родительское собрание «Дети – наше будущее!», в рамках традиционной межведомственной операции «Декада SOS», с приглашением Священнослужителя Храма Благовещения г. Колы протоиерея Карпова Алексея. В его выступлении не было пафосных речей, он говорил о простых вещах: добре, любви, заботе, что вызвало большой интерес у родителей и простая беседа переросла в бурую дискуссию.
Работа, выстроенная на тесном сотрудничестве с родителями в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы многого добились, но останавливаться на достигнутом не собираемся. Будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас есть одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Какой человек, такой и мир, который он создает вокруг себя.