Разиля Талипова
Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей
при организации музыкальной образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Р. В. Талипова, музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 22 «Алсу»
г. Альметьевска
Публикация «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличии от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием.
Современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» Владимир Михайлович Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению Василия Александровича Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществлялась на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГТ. Сегодня эта программа, переработанная в соответствии с требованиями ФГОС. Выставлена на общественное обсуждение, и надеемся, что пройдя экспертизу, попадет в реестр рекомендуемых программ, и мы сможем использовать в работе, и в дальнейшем, ее переработанный вариант.
Внедрение ФГОС в практику работы убеждает, что это, как раз то, что позволит построить образование дошкольников в духе современного общества, переориентировать педагогический процесс на необходимость пересмотра способов дошкольного образования, поиска новых путей и условий развития ребенка, и добиться новых образовательных результатов.
Внедрение ФГОС в работе по направлению «Музыкальное развитие» происходит следующим образом :
-использование примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», которая предлагает использование элементов разных моделей образования в детском саду.
-работа с использованием рабочих программ. Они создаются с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей.
-новая форма планирования, которая предусматривает создание условий для полного проявления способностей и своевременной коррекции проблем в развитии детей, интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
-совершенствование педагогического процесса путем внедрения и интеграции различных игр в разные виды деятельности, т. к. в направлении «Музыкальное развитие» основной формой работы с детьми до 5 лет стало игровое творческое взаимодействие педагога с детьми. Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста направлены на целостное развитие личности детей, выравнивание стартовых возможностей накануне обучения в 1 классе.
Наш детский сад «Алсу» начал функционировать в двухтысячно одиннадцатом году. Мы, музыкальные руководители, начали разрабатывать всю необходимую документацию, и начали с разработки рабочей программы.
Наша рабочая программа состоит из:
- пояснительной записки, как структурного элемента программы, поясняющей актуальность изучения направления «Музыкальное развитие»;
- содержания психолого-педагогической работы по образовательной области;
- четкого перспективного плана в соответствии с Примерной Образовательной программой;
- национально-регионального компонента;
- перспективного плана работы с родителями и педагогами;
- мониторинга.
Воспитатели включают в свою рабочую программу нашу в направлении «Музыкальное развитие», и затем включают в календарное планирование во все формы работы с детьми.
Анализируя работу по образовательному разделу «Музыка», надо отметить подходы к организации воспитательно-образовательного процесса : не через систему занятий, а через другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей и музыкальных руководителей. Акцент делается на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.
Музыка используется :
в ходе режимных моментов:
на утренней гимнастике;
• во время умывания;
• во время прогулки (в теплую погоду);
• перед дневным сном;
• при пробуждении и т. д.
в совместной деятельности педагога с детьми :
• в непосредственной образовательной деятельности;
• во время праздников и развлечений;
• музыка в повседневной жизни.
в самостоятельной деятельности детей :
Мы, музыкальные руководители совместно с воспитателями создаем условия для самостоятельной музыкальной деятельности в группе : подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол.
Так же музыка используется
в совместной деятельности с семьёй :
• Совместные праздники, развлечения в ДОУ
• Театрализованная деятельность
• Совместное подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.
Став экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС мы в нашем детском саду, уже с января переделали в соответствии с ним сетки НОД, Сделали коррекцию в календарном планировании, разбросав материал, по пяти образовательным областям. Работу по принципу тематического планирования продолжили, так как она соответствует требованиям стандарта. Планирование соотносим с календарно-тематическим планированием воспитателей. Но есть в нашей работе и запланированные, и более значимые мероприятия, к которым, нужно готовиться. Обучение через систему занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День Победы, День смеха,
Международные праздники (День Земли, День родного языка). Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать.
Еще на этапе реализации ФГТ мы внесли изменения в структуру планирования. В связи с требованиями ФГТ нами были внесены изменения в написании планов, а именно:
учебный блок заменился на блок образовательный деятельности
Добавились графы:
интеграция образовательных областей
организация развивающей среды для самостоятельной деятельности
совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей.
На этапе внедрения ФГТ пришло важное новшество: принцип интеграции. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Нам, музыкальным руководителям, понятие «интеграция» понятно и знакомо, т. к. музыка может использоваться во всех образовательных областях.
Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве всех специалистов. И в нашем детском саду это хорошо поставлено. Мы, музыканты, являемся связующей нитью в процессе взаимопроникновения и взаимосвязи с педагогами. А педагоги оказывают большую помощь при подготовке и проведении праздников и развлечений.
И если дети получают ощущение радости во время непосредственной образовательной деятельности, в частности в направлении «Музыкальное развитие», то в этом большая заслуга всех педагогов-специалистов. Ведь это и предполагают требования ФГОС, а именно:
• осуществлять эмоционально-чувственное познание мира ребёнка;
• практиковаться в способах его самовыражения.
Родители наши – непосредственные участники педагогического процесса, а так же активные помощники в различных мероприятиях, ведь когда мама и папа рядом – это праздник вдвойне.
Приятно, когда родители откликаются на все наши просьбы, когда они являются не сторонними наблюдателями, а являются партнёрами в нашей совместной деятельности. И это тоже соответствует новым требованиям:
родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Мы, музыканты – люди творческие, у нас в голове много идей. А творчество, как известно, наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Но, порой, очень трудно выбрать значимое и основное, поэтому нам необходима программа, по которой мы должны будем соблюдать все требования ФГОС и к структуре, и к условиям реализации программы, чтобы, в итоге, помочь каждому ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования и быть успешным в дальнейшем обучении в школе. Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике.