Елена Остроухова
Взаимодействие педагогов детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и о его психологическом благополучии. Актуальной задачей охраны и укрепления здоровья детей в моей работе является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной среды на основе формирования у своих воспитанников потребности в движении.
Развитие интереса к движениям проводится в результате жизненной потребности ребёнка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.
Мы, взрослые, должны создавать широкие возможности для двигательной активности детей :
Публикация «Взаимодействие педагогов детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей» размещена в разделах
• Поддерживать интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжкам, метании;
• Побуждать детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию координации движений, ловкости, гибкости, быстроты;
• Должны способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
• Создавать возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня опирается на суточный объём необходимых для дошкольников движений, в среднем от 2,5 до 3 часов.
Для примера приведу планирование двигательного режима детей подготовительной группы, составленного в соответствии с нормой их естественной потребности в движении:
1. Утренняя гимнастика -8-10 мин.
2. Физкультурные минутки на каждом занятии - 2-4 мин. (2-3 раза).
3. Игры и упражнения между занятиями -8-18 мин.
4. Подвижные игры на прогулке - 30-40 мин.
5. Физкультурные занятия - 30-35 мин.
6. Самостоятельная двигательная деятельность утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке - 50-60 мин.
7. Бодрящие корригирующие гимнастики после сна - 8-10 мин.
Для того чтобы успешно организовать в группе двигательный режим, давайте подробнее остановимся на его основных организационных моментах. Итак:
Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объёма двигательной активности детей. В нашей группе она проводится с целью построить, "зарядить" организм ребёнка на весь предстоящий день, вызвать хорошее, жизнерадостное настроение. Комплексы гимнастики составляются с учётом возрастных особенностей детей, места проведения, наличия физкультурных пособий.
Малые формы активного отдыха.
В процессе обучающих занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем. Замечено, что значительные нагрузки испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. В начальной стадии утомления резко меняется поведение детей : они отвлекаются от занятия, не внимательно слушают, разговаривают. Затем излишняя подвижность сменяется вялостью, дети потягиваются, ложатся грудью на стол. В эти моменты на помощь моим воспитанникам приходит физкультминутка, которая позволяет в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность. Длительность физкультминуток обычно составляет 1 -3 минуты и включает комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Комплексы ввожу два, а в подготовительной группе три раза в течение одного занятия. Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток, прежде всего длительностью (6-10 мин.) и при их проведении обеспечивается снижение умственного утомления, улучшается память и внимание. Физкультурные мини - паузы - самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 сек. (до 1-ой мин.). С их помощью можно эффективно снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга и усилить кровообращения ребёнка.
Подвижные игры и упражнения между занятиями в группе.
Главное назначение организации двигательной активности между занятиями - приостановить развивающееся в процессе занятий торможение головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Я стараюсь использовать знакомые детям игры, чтобы не тратить время на объяснение правил. Дети играют охотно и эмоционально, по моим наблюдениям, если за их игрой заинтересованно наблюдает взрослый, вносит поправки, устраняет конфликты. Успешно и интересно проходят игры, когда их организует и в них участвует сам педагог.
Игры на прогулке.
На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр, эстафет и формирования умения организованно играть в коллективе сверстников. Важнейший результат игры - радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие средства отвечают задачам активного отдыха. Педагогическая наблюдательность и любовь к детям позволяют мне выбрать адекватные методы руководства игровой деятельностью, а эмоциональный положительный настрой, сопровождающий игру, является важным фактором формирования физических, психических, духовных и нравственных основ личности.