Ольга Юрьевна Кулинка
Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ.
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ.
Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания. О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание и пассивный образ жизни современных семей. Учитывая это, наиболее эффективным способом формирования культуры здоровья у детей является личный пример родителей. Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребенку дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны самых близких малышу людей – родителей. Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать
- взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьесбережения,
- открытость,
- доверие,
- взаимопомощь.
Учитывая это, мы педагоги находимся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.
Задачи работы с родителями :
1. Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.
2. Повышение уровня валеологической культуры родителей посредством проведения просветительской работы.
3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
4. Содействие обмену опытом между родителями методами сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
Традиционные формы воздействия ДОУ и семьи
Коллективные индивидуальные Наглядно-информационные
Родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;
Конференции;
“Круглые столы”. Педагогические беседы с родителями;
Тематические консультации. Записи на магнитофон бесед с детьми;
Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
Фотографии;
Выставки детских работ;
Стенды;
Ширмы;
Папки-передвижки.
Нетрадиционные формы воздействия ДОУ и семьи
Познавательные Информационно-аналитические Досуговые Нагядно-информационные
Семинары-практикумы;
Родительские клубы;
Педагогические гостиные;
Родительские собрания. Анкетирование;
Социологические опросы;
“Почтовый ящик”. Совместные досуги;
Праздники;
Участие в выставках, конкурсах, экскурсиях. Дни открытых дверей;
Родительские уголки;
Фотовыставки;
Копилка Добрых дел
В ДОУ ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы. В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в ДОУ можно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми.
Конкурсы:
- «Нестандартное физкультурное оборудование семьи». На конкурс может быть представлено нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками. Родители представляют большое разнообразие спортивного оборудования: атрибутов из бросового материала (для развития дыхания, зрения, ловкости, меткости, двигательных умений, атрибутов к спортивным играм и т. д.); дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, разнообразные тоннели, ходули и многое другое. Все работы должны быть выполнены аккуратно, эстетично, доступны и легки в применении с дошкольниками в разных видах двигательной деятельности. Оборудование должно отвечать требованиям безопасности.
- Конкурс стенгазет, поделок, рисунков на тему здорового образа жизни. «День здоровья», «Вкусно и полезно», «Мой любимый вид спорта» В процессе выполнения подобных заданий, дети и взрослые получают возможность совместного творчества, что обычно является мощным объединяющим фактором.
- «Домашние рецепты полезного питания». Рецепты блюд могут быть представлены в виде стенгазет, на которых изображен процесс приготовления блюда с фотографиями и рецепт. Также родители могут принести готовые блюда: фруктовые салаты, пироги с творогом, брусникой, блинчики и т. д. Родители могут включать и своих детей в процесс приготовления блюд. Это может найти свое отражение в представленных фотографиях.
Совместные мероприятия:
- Совместные физкультурные занятия с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой» решают задачи физического развития и воспитания дошкольников, улучшают качество общения и взаимодействия родителей и детей. Педагоги могут использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных мероприятий.
- Соревнования между командой педагогов и командой родителей по спортивным играм.
- Организация и проведение специальных практических занятий для родителей : “Играем вместе с ребенком”, “Читаем детям о здоровье”, “Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни”. В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи — наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.
- Открытый День здоровья, где родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, получить консультации педиатра, психолога и других специалистов детского сада, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во время праздника.
-Родители, вместе со своими детьми, могут стать участниками «Кросса Наций» и «Лыжни России».
- Пешеходные прогулки, туристические походы. «Юные спортсмены», «Остров сокровищ», «Дальнее путешествие» Эта форма работы позволяет приобрести родителям целостный чувственный опыт партнёрского, доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.
- Спортивные состязания и праздники. «Мама, папа, я - спортивная семья», «Праздник мужчин 23февраля», «В гости к лошадке» Эта форма работы позволяет сплотить семьи в дружные команды, имеющие общую цель, координирующие совместные действия, поддерживающие друг друга.
- Фотовыставки: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (семейные способы закаливания, «Активный отдых нашей семьи». Фотографии из личного архива дошкольников помогают актуализировать личный опыт занятий спортом ребенка с родителями, вызывают чувство гордости за себя и свою семью.
Акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни :
- Акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.
- Акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.
- Акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.
Организация таких совместных мероприятий позволяет участникам продемонстрировать способы формирования ЗОЖ в семье, проявить заботу о здоровье своей семьи, дает возможность не просто поделиться своим опытом сохранения и укрепления здоровья семьи, но и перенять его у других, почерпнуть что-нибудь ценное для себя. А также интересно и увлекательно провести время со своими детьми, привлечь к совместной деятельности близких родственников. Такие мероприятия являются показателем того, что непосредственное участие родителей способствует созданию положительной мотивации у дошкольников к занятиям физической культурой, укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых, семейных традиций, улучшению психологического климата в семье.
Для оптимизации в данном направлении необходимо ориентироваться на следующие основные положения, которые в свою очередь и будут определять её содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздаровительной работы в детском саду, а педагоги используют личный опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждение.
3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.