МААМ-картинки

Взаимодействие с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Ольга Рогожина
Взаимодействие с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями по развитию речи

в специальном дошкольном образовательном учреждении

В помощь логопеду

В представленной работе рассматривается проблема взаимодействия родителей и педагогов, целью которой является повышение результативности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом и психическом развитии.

Публикация «Взаимодействие с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Количество детей с проблемами в развитии, нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения, неоднократно оказывалась в центре внимания дефектологов, психологов, логопедов.

Как показывает практика тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие для полноценного речевого развития дошкольников.

Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подвели к необходимости создания системы взаимоотношений педагогов и родителей (Приложение 1, которая включает в себя:

индивидуальное консультирование родителей специалистами коррекционно - развивающего обучения,

групповые формы работы с родителями,

знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой дошкольного учреждения.

Индивидуальное консультирование родителей специалистами коррекционно - развивающего обучения

На протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами через медико - психолого педагогический консилиум.

Врач психиатр консультирует родителей по вопросам:

постановки интеллектуального диагноза

подбора медикаментозных средств

коррекции схемы лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствии таковой)

Учитель - дефектолог консультирует родителей по вопросам развития психических процессов ребёнка, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы. Систематически проводит консультации, на которых обучает родителей способам работы с ребёнком.

Психолог исследует личностные особенности детей. Консультирует родителей по результатам диагностического обследования личности ребенка, помогает скорректировать условия семейного воспитания.

Логопед вначале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребёнка подчёркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

В течение года на индивидуальных консультациях логопед показывает родителям приёмы работы с ребёнком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки. На каждой консультации он подчёркивает трудности и успехи ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

В детском саду организован Родительский клуб «Ступеньки к школе», который состоит из трёх ступеней:

1. «Я Сам" - для родителей детей раннего возраста.

2. «Школа Почемучек» для родителей детей средних и старших групп.

3.«Школа Первоклассника» для родителей детей подготовительных групп.

Родительский клуб включает в себя групповые формы работы с родителями. Это:

Дни открытых дверей

Анкетирование

Тематические консультации родителей

Групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.

Оформление родительских уголков.

Работу с родителями детей, поступившими в логопедические группы и в группы ЗПР целесообразно выстраивать поэтапно и начинать не с традиционного родительского собрания, а со Дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, дефектолог, психолог, но чем занимаются эти специалисты, они не всегда знают. Поэтому важно рассказать об особенностях работы данной группы. Родители смогут пройти не только по группам, но и посмотреть всю развивающую среду сада: медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты логопеда, дефектолога, психолога.

Анкетирование родителей позволяет выявить реальный родительский запрос, строить работу, учитывая реальные трудности, возникающие у родителей в процессе занятий с детьми, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические группы и группы для детей с задержкой психического развития, для родителей детей раннего возраста. В данной работе представлена анкета для родителей, чьи дети посещают подготовительную логопедическую группу (Приложение 2)

В начале и в конце года в подготовительной группе проводиться «Школа первоклассника». Это просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. Если вначале года занятия проводятся с целью показать приёмы работы по развитию речи, обучению грамоте, то в конце года родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Просмотр открытых занятий с детьми способствуют формированию у родителей адекватной оценки развития их детей. В подготовительную группу приглашаются учителя начальных классов, которые знакомятся с детьми и их родителями. Кроме просмотра открытого занятия родителям предлагаются следующие тематические консультации на учебный год:

1. «Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития».

2. 2. «Я учусь писать».

3. «Я учусь читать».

4. «Проблемы подготовки к школе».

Ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем речевого развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте и пр.

Тематика родительских уголков:

1. «Наши правила».

2. «Тренируем язычок».

3. «Тренируем пальчики - развиваем речь».

4. «Друзья из книжки».

5. «Как учить стихи играючи».

6. «Мы учимся наблюдать и запоминать».

7. «20 простых советов логопеда»

8. «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу».

9. «Мы учимся рассказывать, пересказывать».

10. «Игры для обучения грамоте».

11. «Леворукий ребёнок».

Ещё об одной проблеме стоит поговорить - о предупреждении речевых нарушений - о работе с родителями, имеющими детей раннего возраста. Для них организуется родительский клуб «Я сам», на котором логопед проводит консультации на темы «Что делать, если ребёнок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребёнок не заикался», где в доступной форме объясняется что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребёнка, о чём и как разговаривать с детьми, какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В родительский уголок выставляется консультация «20 простых советов логопеда». Работа по профилактике речевых нарушений в раннем возрасте продолжается воспитателями в группе под руководством логопеда.

Всё это может, если и не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять время и не усугублять речевой дефект.

Для родителей детей, посещающих средние и старшие массовые группы детского сада, организован родительский клуб «Школа почемучек». Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы и зачислении в логопедические группы и в группы для детей с задержкой психического развития, даёт советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи. Предлагаются следующие тематические консультации: «Особенности работы логопедической группы, группы для детей с задержкой психического развития», «Советы родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями».

Коррекционно-оздоровительный блок

Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж, который является наиболее эффективным. Он включает в себя массаж языка, губ, щёк и скул. Родителей обязательно знакомят с массажем артикуляционного аппарата, обучают выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Во время проведения занятий дети и родители обучаются самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. В течение года родители могут наблюдать за проведением гидромассажа кистей рук, который проводит медицинский персонал.

В результате проведённой работы родители идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убедились в эффективности работы, в нашем профессионализме и в добрых намерениях.

Приложение 1

Перспективный план взаимодействия с родителями по развитию речи в логопедических группах, группах для детей с задержкой психического развития, массовых группах детского сада

Месяц-сентябрь

Тематика-День открытых дверей

Формы проведения, название консультации- 1. Знакомство с развивающей средой детского сада. Организационное родительское собрание. Анкетирование родителей

Участники- заведующая детским садом, логопед, дефектолог, воспитатели, родители.

Месяц- октябрь

Тематика- Особенности развития детей дошкольного возраста (с ФФНР, ОНР, ЗПР)

Формы проведения- индивидуальное консультирование родителей специалистами КРО (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

Название консультации-«Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития»

Участники- психоневролог, логопед, дефектолог, психолог, воспитатели.

Месяц-ноябрь

Тематика-«Школа первоклассника»

Форма проведения-. Открытое занятие с последующим обсуждением (обучение грамоте, развитие речи). Знакомство родителей с приёмами работы.

Название консультации- «Я учусь писать. Я учусь читать»

Участники-логопед

Месяц- декабрь

Тематика-«Школа раннего возраста: Я сам»

Форма проведения - Консультация по раннему возрасту. Беседа с родителями младших групп об особенностях речевого развития, предупреждении речевых нарушений.

Название консультации-«Научите меня говорить правильно»

Участники-логопед

Месяц-январь

Тематика-«Школа почемучек»- старший возраст

Форма проведения- Родительский клуб - круглый стол родителей со специалистами КРО по проблемам воспитания и обучения детей старших групп.

Название консультации-«Советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи»

Участники- заведующая детским садом, логопед, психолог.

Месяц-февраль

Тематика-«Школа первоклассника»

Форма проведения- Открытые занятия по обучению грамоте, математике с последующим обсуждением. Подведение итогов за первое полугодие. Консультация учителей школы по подготовке к школе.

Название консультации-«Проблемы подготовки к школе»

Участники- логопед, дефектолог, учителя школы.

Месяц-март

Тематика- «Здоровый ребёнок»

Форма проведения- Семинар-практикум:

система оздоровления

приёмы массажа

дыхательная гимнастика

общекоррегирующие упражнения

Название консультации-

«Чтобы ребёнок не заикался" - ранний возраст

«Логопедический массаж" - старший возраст

Участники- мед. персонал, логопед

Месяц-апрель

Тематика- Профилактические осмотры

Форма проведения-1. Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии и ЗПР. Консультирование родителей по вопросам зачисления в коррекционные группы. Проведение МППК

Название консультации- «Особенности работы логопедической группы, группы для детей с ЗПР»

Участники- психоневролог, дефектолог, логопед, члены МППК.

Месяц-май

Тематика- Наши успехи (подведение итогов совместной работы)

Форма проведения- круглый стол

-выступление родителей

-сообщение педагогов о перспективах работы

- обсуждение плана преемственности работы детского сада и школы

Участники- педагогический коллектив МДОУ, учителя школы, родители

Месяц-июнь

Тематика- «Школа раннего возраста: Я сам»

Форма проведения- консультирование родителей детей раннего возраста. Анкетирование.

Название консультации- «Научите меня говорить правильно»

Участники- логопед

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребёнка и планировать коррекционную работу с учётом его индивидуальных особенностей.

1. Фамилия, имя ребёнка---

2 .Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребёнку и как занимается с ним---

3. Много ли вопросов задаёт Вам ребёнок? Что его интересует?---

4. Как часто Вы читаете ребёнку? Запишите названия его любимых книг---

---

5. Назовите любимые фильмы, телепередачи Вашего ребёнка---

6. Что для него предпочтительнее просмотр фильма или чтение? ---

7. Любит ли рисовать? Чем он любит рисовать? Испытывает ли трудности, выполняя задания по подготовки руки к письму?---

8. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребёнка?---

9. Поправляете ли Вы его речь?---

10. Как ребёнок относиться к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечет и переживает)---

11. Какие трудности он и Вы испытываете, выполняя задания логопеда дома---

12. Какие темы со специалистами детского сада вы пришли бы обсудить---

13. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить (отметьте)

Логопед

Психолог

Дефектолог

Воспитатель

Психиатр

Мед. персонал Спасибо

Публикации по теме:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 6 сентября 2012 в 23:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД