Получи документы

Взаимодействие с семьей — важный аспект в воспитании ребенка

ГАЛИНА НИКИТИНА
Взаимодействие с семьей — важный аспект в воспитании ребенка

Взаимодействие с семьей – важный аспект в воспитании ребенка.

В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012года сказано, что «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» в статье 44 пункт 1, а в пункте 2: «Образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей…». По этому, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Мы считаем, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и повышать культуру педагогической грамотности семьи.

Публикация «Взаимодействие с семьей — важный аспект в воспитании ребенка» размещена в разделах

Воспитание детей будет наиболее успешно, если между дошкольным учреждением, его педагогами и родителями существует тесный контакт. Мы считаем, что в основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг к другу, учет индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений. Как этого добиться? Для этого, надо достаточно хорошо знать семьи своих воспитанников.

Для того чтобы знать семьи своих воспитанников, мы используем такие методы изучения семей как наблюдение, беседы, анкетирование, выявление интересов и увлечений родителей, знакомство с трудовой деятельностью членов семьи. Большую роль играет посещение семей педагогами. Заранее продумывается цель и план посещения семьи :

Слайд 1: Знакомство с семьей.

• Условия семейного воспитания. Материальные и санитарно-гигиенические, соблюдение режима дня, состояние здоровья ребенка, нравственный климат семьи, увлечения родителей, контроль за выполнением поручений.

• Характер отношений в семье, авторитет родителей.

• Поведение ребенка в семье. Участие в домашнем труде, выполнение режима труда и отдыха, друзья ребенка, положение ребенка в кругу друзей.

• Характер воспитания в семье. Система поощрений и наказаний, формирование привычек правильного поведения, пример родителей и старших братьев и сестер.

Для себя мы определяем, что сообщим родителям о ребенке, какие положительные качества проявляются им в общении с окружающими. Тактичный и вежливый тон воспитателя помогает вызвать расположение родителей, их доверие, желание быть откровенными. Если обращается внимание на недостатки ребенка, то необходимо познакомить родителей с путями их искоренения, рекомендовать педагогическую литературу. Посещение семей помогает воспитателю установить более тесный контакт с родителями, привлечь их к сотрудничеству.

При поступлении детей в группу, для знакомства с семьей родителям предлагается заполнить анкету.

Слайд 2:

Анкета.

1. Фамилия, имя ребенка :___ ___

2. Возраст, дата рождения: ___

3. Группа детского сада № 136.

4. Кто отвечает на вопросы: мама, папа, бабушка, дедушка (подчеркнуть)

5. Состав семьи : кто проживает вместе с ребенком (степень родства, возраст братьев, сестер)___

6. Жилищные условия семьи : где семья проживает, количество комнат, занимаемых семьей

___

7. Экономическое положение семьи : низкий доход работающих членов семьи, средний, высокий (подчеркните)

8. .Проблемы педагогики, психологии, здоровьесбережения которые вызывают у вас интерес ___

___

9. . Какие формы сотрудничества с педагогами для вас наиболее привлекательны: возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности; обмен мнениями о развитии детей - в беседах, дис-куссиях; участие в совместных с детьми досугах, викторинах; участие в практикуме, тренинге, обогащающем ваши воспитательные умения и др. (подчеркните, при желании дополните)___

___

Особое внимание уделяется пункту о формах сотрудничества. На его основе планируется дальнейшая работа.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, наблюдающего за детьми и знающего их проблемы помочь родителям.

Внедрение новых стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Слайд 3: Формы работы с родителями через направления развития.

«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, совместная деятельность.

«Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Физическое развитие» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов», знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Речевое развитие» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

Мы глубоко убеждены, что для успешного сотрудничества необходимо соблюдать принцип доброжелательности, индивидуального подхода, сотрудничества, серьезной подготовки ко всем мероприятиям, динамичности.

Слайд: Принципы взаимодействия с родителями :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

По этому в своей работе мы используем такие формы работы с семьей как : родительские собрания, совместные мероприятия, педагогов, родителей и детей, анкетирование, консультации, посещение семей, выпуск газет, праздники, спортивные соревнования, досуги.

Литература:

Баранов С. П. Педагогика. Москва «Просвещение» 1981

Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2

Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г

Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

Подготовила воспитатель I квалификационной категории

Никитина Галина Михайловна.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования Статья 18 "Закона об образовании" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного.

Родительское собрание «Новый закон «Об образовании». Изменения в законодательной базе дошкольного учреждения» Родительское собрание Новый закон об образовании. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения 2 слайд Настоящий Федеральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей — важный аспект в воспитании ребенка
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 17:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД