Лучший педагог года

Взаимосвязь мышечной силы и гибкости в гимнастике

Елена Сергеева
Взаимосвязь мышечной силы и гибкости в гимнастике

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания и спорта, является обеспечение оптимального развития двигательных качеств, присущих человеку. Двигательными (физическими) качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л. П. Матвеев, 1991).

Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями (Б. А. Ашмарин, 1990).

Публикация «Взаимосвязь мышечной силы и гибкости в гимнастике» размещена в разделах

Без достаточного развития физических качеств, нельзя серьезно мечтать о каких- либо успехах в спорте. Физические качества развиваются во время тренировок, занятий физическими упражнениями. От степени их развития и зависит физическая подготовленность спортсмена. Физические качества важны. Они помогают занимающимся научиться управлять своими движениями, воспитывать двигательный навык. А для этого важно, чтобы физические качества развивались всесторонне и своевременно. К физическим качествам относятся: выносливость, быстрота, сила, гибкость, ловкость. На характер проявления физических качеств влияют: структура самого движения, состояние спортсмена, условия выполнения упражнений и другое.

Гимнастика – многоборный вид спорта с особыми техническими требованиями. Специфика спортивной гимнастики заключается, прежде всего, в том, что для достижения высоких результатов необходимо овладеть в совершенстве огромным числом самых разнообразных движений (элементов) и сочетаний различных движений (соединений).

В связи с этим тренировочный урок в гимнастике должен быть направлен на совершенствование двигательных функций спортсмена путем отдельных двигательных качеств.

В работе с гимнастами особое внимание следует уделять увеличению подвижности в плечевых, тазобедренных и голеностопных суставах. Не менее важное значение имеет также подвижность позвоночника (В. И. Филиппович, 1971).

Однако это не значит, что гимнасты не должны выполнять упражнения, способствующие развитию подвижности в других суставах. Эти упражнения также необходимо включать в тренировку. Но их цель – развитие общей подвижности в суставах и управление суставно-связочного аппарата.

Гибкость отрицательно связана с мышечной силой, занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставе (Е. Д. Гевлич, 1956). Это отрицательное влияние можно преодолеть. Путем отрицательного сочетания упражнений на гибкость и на мышечную силу можно добиться высокой степени развития обоих качеств (Масси и Шоде, 1956; Викстром, 1963).

Актуальностью темы является влияние взаимодействия физических качеств (мышечной силы и гибкости) на спортивную подготовку гимнастов.

Гибкость- это способность человека выполнять движения с большой амплитудой (Б. В. Сермеев,1970; Т. С. Лисицкая,1982; Ю. А. Песаков,1991).

Другие авторы определяют гибкость как морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев (Е. В. Бирюк и Р. А. Овчинникова,1991).

Гибкость - одно из важнейших качеств спортсмена. Высокий уровень развития гибкости является одним из важнейших факторов, способствующих росту спортивных результатов. Спортсмен, обладающий достаточной гибкостью (при прочих равных условиях, рациональнее использует физические качества и скорее овладевает техникой изучаемых движений. При малой амплитуде движений искажается техника выполнения двигательных движений, увеличиваются энергетические затраты и волевые усилия спортсмена.

Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Двигательный размах сустава зависит не только от его формы, но и от комплекса, образуемого мышцами, связками и нервами, окружающими сустав, так называемого “функционального сустава” (У. В. Бирюк, Н. А. Овчинникова, 1991).

Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются (Е. П. Васильев, 1983).

Подвижность в суставах определяется в основном тремя факторами: возрастом, видом спорта и квалификацией спортсмена. Учитывая это, можно активно развивать гибкость, как и все прочие физические качества.

В детском возрасте морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах. Периоды ускоренного роста чередуются с замедленным периодом, стабилизацией. Наилучший возраст для развития гибкости является 7-10 лет, в последующие годы прирост замедляется. Наибольший прирост гибкости происходит на первом году специальной тренировки. В дальнейшем, основной задачей будет поддержание гибкости на необходимом уровне или совершенствовании ее проявлений (Ю. В. Менхин, 1989).

Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для избранного вида спорта, и, создавая как бы запас подвижности в суставах, спортсмен приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой, а значит, и с большей силой (Н. Г. Озолин, 1949). Можно судить о взаимосвязи и взаимопонимании двигательных качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) (Л. П. Матвеев, 1991).

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую- либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных способностей человека

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдается в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в тренировочном цикле упражнений на растягивание и развитие силы мышц. Важно не только максимально полно развивать отдельно и подвижность в суставах, но и постоянно приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого спортивного результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.

Иногда считают, что улучшение способности мышц к растягиванию ухудшает их способность к силе. Но это не так. Наоборот, это должно создавать большие возможности для ее проявления, в том числе и в баллистическом режиме.

Н. Г. Озолин (1988) считает, что неправильное мнение о вредности гибкости для силы сложилось в результате ошибок в методике тренировки. Если развивать силу, забывая о необходимости поддерживать уровень растяжимости мышц, или увлечься улучшением подвижности в суставах, игнорируя развитие силы, то результат всегда будет неполноценным. Надо, чтобы силовые упражнения применялись параллельно с упражнениями, развивающими гибкость. Только такой путь дает наилучший эффект.

Процесс развития гибкости необходимо осуществлять постоянно. Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, должна быть небольшой, но применять упражнения следует систематически, на каждом занятии. Не следует чрезмерно увлекаться развитием гибкости. В детском и подростковом возрасте это может отрицательно повлиять на укрепление суставов двигательного аппарата. Кроме этого излишняя (гипертрофированная) гибкость часто бывает трудно управляемой и мешает овладению правильной техникой сложных гимнастических упражнений. Отмечается также, что между подвижностью в суставах и массой окружающих мышц наблюдается отрицательная зависимость. Более сильные мышцы растянуть гораздо труднее. Работа по развитию гибкости должна быть сбалансирована с силовой тренировкой и должна вестись параллельно развитию силы и других качеств (Б. В. Сермеев, 1970).

Важнейшие двигательные качества и функциональные способности человека достигают возрастного пика развития в определенные годы. Особенно это относится к таким значащим для гимнастики качествам, как гибкость, способность корректировать движения, скоростно-силовые качества, реактивные способности нервной системы, разного рода сенсомоторные, волевые и другие качества. Соответственно этому, однако, и возрастная инволюция качеств, показатели которых после достижения некоторого критического возраста неизбежно ухудшаются. Исследования, проведенные физиологами, свидетельствуют о том, что развитие одного из качеств, в конце концов, начинает тормозить дальнейшее развитие и совершенствование функциональных возможностей организма (В. Н. Смолевский, 1983). Поэтому в учебно-тренировочные занятия необходимо включать разнообразные упражнения, специально направленные на развитие и совершенствование двигательного аппарата и обслуживающих его органов и систем.

Литература

1. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М. : ФиС, 1977.

2. Филиппович В. И. Теория и методика гимнастики. – М., 1971.

3. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М., 2004.

4. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. – М. : ФиС, 1989.

5. Сермеев Б. В. Спортсменам о воспитании гибкости. – М. : ФиС, 1970.

6. Смолевский В. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика. – Киев: Олимпийская литература, 1999.

7. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. – М. : ФиС, 1970.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Кто спортом занимается, тот силы набирается» или наше спортивное летоФотоотчёт «Кто спортом занимается, тот силы набирается» или наше спортивное лето Рада приветствовать всех маамовцев! В прошлом году, когда детям моей группы было всего 4 года, мы впервые участвовали в соревнованиях.

Фотоотчёт «Осень в России». Фестиваль силы, грации и пластикиФотоотчёт «Осень в России». Фестиваль силы, грации и пластики 30 октября дети и взрослые наших трёх дошкольных структурных подразделений собрались у нас на спортивный Фестиваль силы, грации и пластики.

Конспект занятия «Военно-воздушные силы Российской Федерации» к Дню Защитника Отечества «Военно-воздушные силы Российской Федерации» Цель: расширение знаний у детей о защитниках Отечества. Задачи: закрепить знания о родах войск,.

Консультация «О гимнастике пробуждения»Консультация «О гимнастике пробуждения» Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой.

Мероприятие «Праздник мужества и силы»Мероприятие «Праздник мужества и силы» 21 февраля в нашем детском саду в группе «Васильки» было проведено мероприятие, посвященное празднованию 23 февраля - «День защитника Отечества».

Применение нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ для развития ловкости, гибкостиПрименение нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ для развития ловкости, гибкости Цель: обогащать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО, создавая новое нестандартное оборудование из бросового материала. Задачи:.

Простые упражнения на развитие мышечной силы и мелкой моторики (видео) Каждый педагог и каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьёзно заняться.

Взаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчётВзаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчёт В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, педагогам приходится искать новые формы работы с воспитанниками и их.

Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха»Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха» Выполнение домашнего онлайн задания. Художественно-эстетическое развитие. Рисование методом тычка. "Мать-и-мачеха" Дополнение к прошлому.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь мышечной силы и гибкости в гимнастике
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 16:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД