Елена Лыкова
Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье.
Добрый вечер, уважаемые родители! Вы сегодня пришли к нам – и это уже говорит, что вы не безразличные родители, что судьбаваших детей вас волнует. На сегодняшней встрече мы обсудим тему: «Взаимоотношения между детьми в семье».Ведь как часто самыми распространёнными проблемами, которые приходится разрешать родителям, являются ревность старших к младшим (или наоборот, конфликты, ссоры и даже драки. Давайте попробуем разобраться, как этого избежать и наладить ровные взаимоотношения между детьми.
Публикация «Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье» размещена в разделах
Существует выражение: «Детство первого ребёнка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, имеющим одного ребенка и планирующим появление еще ребёнка, необходимо помнить, что рождение еще ребенка для первенца — событие скорее драматичное, чем радостное, ведь роль старшего в такой ситуации резко меняется и требования к нему возрастают. Родителям двоих или более детей также будет интересен данный материал, в практической части вы сегодня сможете прочувствовать на себе, как себя ощущает старший ребенок в семье.
Доказано, что на отношения между детьми влияют их возрастная разница, половые различия, личностные особенности, тип темперамента. Конкуренция и соперничество проявляются намного мягче среди детей в случаях существенной (7—10 лет) разницы в возрасте между ними, а также, если дети разного пола. Усилить постоянно присутствующую напряжённость во взаимоотношениях братьев и сестёр могут частые болезни одного из детей. Родители уделяют ему повышенное внимание и, следовательно, меньшее — другому. Способствуют возникновению конфликтов и ситуации, когда мама или отец автоматически «записывают» во взрослые старшего ребёнка, постоянно требуют от него понимания и помощи или сравнивают.
Что делать, если дети не ладят между собой
Психологи советуют выражать свою любовь следующими способами:
говорить детям как можно больше тё плых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришёл», «Мне нравится, как ты…», «Как хорошо, что ты у нас есть»;не забывать обнимать ребёнка, прикасаться к нему.
Но как уделить равное внимание, любовь и поддержку 2—3 детям, что делать, если времени катастрофически не хватает? Даже в такой ситуации можно найти выход. Можно использовать так называемую телесную терапию: оба ребёнка садятся на колени ко взрослому, который их одновременно обнимает, образуя как бы «семейный круг».
- с рождением второго ребёнка первому необходимо уделять даже больше внимания, чем до появления брата или сестрички.
- с детьми следует общаться персонально, обязательно гуляя по отдельности с каждым ребёнком хотя бы раз в неделю, разговаривая о его делах, держа его за руку.
- следует всегда помнить, что старший ребёнок — это не нянька для младшего и не домработница. Привлекать его к домашним делам, учить заботиться о малыше необходимо постепенно в виде игры, чтобы старшему было интересно.
- не нужно раньше времени старшего делать взрослым, например, отдавая его в школу или ужесточая требования.
- созданию и укреплению дружбы между братьями и сёстрами способствует совместная деятельность, к примеру, игры и развлечения, выполнение домашних обязанностей.
Появление младшего ребенка - угроза спокойствию старшего, от этого никуда не уйдешь. Однако снизить уровень “давления” этой неприятной новости на настроение, характер ребенка вполне можем мы, родители. Все зависит от нашего желания и умения. Если дети подавляют в себе чувство ревности, оно все равно проявляется скрытым образом, в основном в плохом поведении.
Вот, например, ребенок ревнует младшего брата к родителям, но говорить о своих “плохих” чувствах вслух ему запрещено. Тогда ему может присниться сон, в котором он сбрасывает братика с девятого этажа. Тут он с криком просыпается и даже бежит к кроватке проверить, там ли еще малыш. Родители, увидев такую сцену, легко примут чувство ребенка за выражение нежной любви к братику, тогда как это всего лишь облегчение (сон оказался всего лишь сном). В ночных кошмарах дети часто выражают то, что боятся сказать словами. Лучше позволять им сказать о своей ревности или злости родителям, чем доводить дело до страшных снов.
У одних детей ревность проявляется в кашле, кожных реакциях. Другие начинают мочиться в кровать, выражая этим свой протест. Третьи грызут ногти, чешутся. Есть и такие, что переходят к разрушительным действиям: бьют посуду, ломают вещи. Поэтому необходимо, чтобы дети чувствовали, что каждого из них мы любим особенной, неповторимой любовью.
Когда мы проводим время с детьми, будь это несколько часов или несколько минут, надо посвятить себя им полностью в это время. Когда мы гуляем с одним из детей, не нужно все время с тревогой думать о другом, говорить о нем, покупать ему подарки. В это время делить наше внимание надвое недопустимо.
У нас была предварительная работа с детьми, мы беседовали о братьях и сестрах, и на вопрос у кого есть брат или сестра, подняли руки все. Такжепроводилась изучение детско – родительских отношений с использованием проективной рисуночной методики «Рисунок семьи», интерпретация которой позволяет увидеть достаточно четкую картину отношений ребенка в семье. Через рисунок ребенок самовыражается быстрее, так как он не знает назначение этого задания. Вы можете узнать результаты этой методики индивидуально.