МААМ-картинки

Взрослые, дети, игра.

ольга васильева
Взрослые, дети, игра.
▼ Скачать + Заказать документы

Взрослые, дети, игра.

Любой человек, даже не занимающийся проблемами игры, наблюдая за играми современных детей и сравнивая их с играми своего детства, с легкостью может обнаружить, что детская игра представляет собой двойственное явление. С одной стороны, бытующие игры и игрушки обнару-живают удивительную стойкость, неизменность на протяжении многих поколений, с другой - новые игры и игрушки или старые, традиционные, подвергаются трансформациям, изменяющим их до неузнаваемости.

Публикация «Взрослые, дети, игра,» размещена в разделах

В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.

Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Эта передача осуществляется через особые предметные и знаковые образования, в которых как бы свернута игровая деятельность: правила, сюжет игрушки. «Развертывание», оживление деятельности, осуществляемое первоначально через конкретного носителя игровой традиции, а затем в самостоятельной деятельности детей, обеспечивает присвоение не только широко понимаемого общественного опыта, но и иг-ровой культуры, игровой традиции.

Какой будет самостоятельная игра детей, какие свойства и детские качества будут в ней развиваться - в значительной мере зависит от тра-диционно передаваемых сюжетов, правил и культивируемых обществом игрушек.

Каким же образом происходит трансляция игры? Один канал -знаковые описания: правила и сюжет. Они заключают в себе содержание, которое не может быть освоено детьми самостоятельно. Посредником между этими описаниями, или нормами, выступает первоначально взрослый или старший товарищ, который реализует их в совместной игре, переводит знаковое описание в процесс, т. е. передает способы игрового поведения.

Другой канал трансляции игры - игрушка, предмет, специально предназначенный. Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребенка. Однако в самостоятельной деятельности игрушка - лишь объект специфических манипуляций, обусловленных ее функциональными свойствами (для неискушенного наблюдателя эта занятость игровым предметом может создавать иллюзию полноценной игры). Эти манипуляции - действия ребенок может освоить самостоятельно. Однако, пов-торяем, это не означает, что он играет. Для этого, прежде всего, следует научиться играть (так же, как надо научиться читать, чтобы использовать книгу по назначению). Отдельные игровые действия вне сюжетного контекста или вне правил игры — лишь фрагменты целостной игровой деятельности.

Если смыслы, содержащиеся в знаковых описаниях (сюжетах, правилах, переводятся в живой, конкретный процесс игры, то и игрушка, в свою очередь, осмысляется, включается в смысловой контекст. В самом деле, чем может заниматься ребенок, если он получает от взрослого кегли, лото? Строить башенки и разрушать их? Разрушать до той поры, пока не увидит, как играет кто-либо из его окружения, и включит его, объяснив правила, в совместную игру.

Оба канала передачи игры имеют свои достоинства и недостатки. Но оба они функционируют полноценно лишь при наличии живого носителя игровой традиции. Такими носителями традиции выступают взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели, старшие дети и сверстники, уже овладевшие игрой. Именно они передают правила игры, традиционные сюжеты, способы действий с игрушками.

В такой вот ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры. А средством трансляции игры становится игрушка, специфический предмет, в котором в свернутом и овеществленном виде представлена игра, способы игрового поведения.

Попробуем хотя бы примерно типизировать этот особый, предназначенный для детской игры предмет. Поскольку игрушки связаны с определенными типами игры, примем их за основание. Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактическая и подвижная).

Игрушки, предназначенные для сюжетно-ролевой игры, делятся на реалистические (копии реальных, «взрослых» предметов) и прототипические (условные копии, в которых подчеркиваются лишь наиболее характерные черты реальных предметов).

Дидактическая игра связана с игрушками, действия с которыми развивают у детей определенные общие (сенсорные и умственные) и спе-циальные способности. Это различного типа пирамидки, игрушки-вкладыши (например, матрешки). Более сложные дидактические игры (так называемые развивающие) связаны с целыми наборами материалов (мозаика, разрезные картинки, наборы кубиков с рисунками, задающими образец, и т. п.). Сюда же относятся настольные игры, развивающие внимание, расширяющие знания (лото, домино).

Подвижные игры, развивающие ловкость, способность к групповому взаимодействию, связаны с такими игрушками, как мячи, скакалки, кегли. Дидактические и подвижные игры объединяют в большую группу игр с правилами, которые содержат в себе описание деятельности и обеспечивают осмысленные действия с этими предметами.

Игрушки для игр с правилами наиболее традиционны и меньше подвержены влиянию времени - забыванию и осовремениванию, нежели иг-рушки для сюжетно-ролевой игры. Обстоятельство обусловливается тем, что многие из них продолжают жизнь и среди взрослых, что обеспечивает «живую» передачу. Примеры: игры в шашки, шахматы, лото, футбол, хоккей и пр. В силу этого игры с правилами в целом менее подвержены «разрывам, чем передача сюжетной игры. Однако, если разрыв все же происходит, традиционные игры с правилами практически исчезают. Так, почти совсем ушли из жизни детей послевоенного поколения такие игры, как лапта, городки.

Итак, велико множество предметов, специально предназначенных для игры. Однако по-настоящему детской игрушкой являются все же предметы, обслуживающие сюжетно-ролевую игру, поскольку именно эта форма игры наиболее специфична для детей.

Основное средство трансляции сюжетно-ролевой игры - это сюжеты, отмеченные в различного рода описаниях.

Сюжетно-ролевая игра — это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие. Воссоздание — оно осуществляется за счет игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие (или цепь событий, определяющее смысловой контекст игры.

Сюжет представляет собой или развернутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которых они находятся, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать рассказы, сказки, рифмованные фольклорные тексты и пр., или крайне свернутое, редуцированное описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в «дочки-матери», в «доктора», в «космонавтов», ситуацию, в которой развертывается событие (игра в «больницу», в «магазин»).

Задаваемые сюжетами традиционные «тематизмы» игры (наиболее распространены игры в «дочки-матери», в «космонавтов») передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый, желая позабавить ребенка, вызвать его активность, рассказывает ему известные всем короткие, несложные ритмичные сюжетные тексты типа «Сорока-воровка», «Ладушки», «Коза рогатая». При этом она не просто рассказывает, что «сорока-воровка кашу варила», но и показывает, как она это делала, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь, таким образом, с ребенком, взрослый ведет игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т. е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.

Первоначально играет взрослый, ребенок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того как ребенок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам все чаще и чаще выключается из совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым дворовой группой, воспитателями детского сада и т. д. Только овладев сюжетом и свободным оперированием элементами сюжета (персонажами, ситуациями, событиями, которые задает старший, ребенок начинает строить свои собственные сюжеты, представляющие собой модификацию, трансформацию усвоенных им традиционных сюжетных схем.

На ранних этапах становления игры самостоятельное значение сюжетной игрушки как средства трансляции игры ничтожно. Игрушку для ребенка включает взрослый в смысловой, сюжетный контекст игры. Но по мере расширения набора игровых сюжетов, игрушек-копий и прототипических игрушек, у малыша актуализируются имеющиеся сюжетные контексты.

Вот с этого момента сюжетная игрушка и начинает выполнять функцию трансляции игры, задавая и расширяя сюжетные темы, придавая со-держательное разнообразие детской игре.

Игрушки, которые использует взрослый, передавая сюжет ребенку, очень традиционны и не отличаются разнообразием (это игрушки, ими-тирующие людей и животных, определенные предметы быта и т. п.). Их обилие и разнообразие для ребенка - имеется в виду ранний возраст - без участия взрослого бессмысленно, так как в самостоятельной деятельности они высту-пают лишь предметом манипулирования. Только для ребенка, который овладел основными формами игрового поведения, игрушка начинает вы-полнять функцию сюжетообразования.

Сюжетная игрушка, выполняющая функцию сюжетообразования, должна обладать сюжетным событием (т. е. основным действием, воспроизводимым в игре, персонажами (игровой ролью, предметной (игровой) ситуацией (например, игрушечный шприц или фонендоскоп игрушка задает ситуацию врачебного кабинета или больницы, роль врача и, соответственно, пациента). Тогда такая игрушка, имеет самую долгую жизнь, передается из поколения в поколение, т. е. становится традиционной (это куклы разного вида, луки, сабли, оловянные солдатики, транспортные игрушки).

В современной детской игрушке различают как содержательную, смысловую сторону, так и форму. Существуют игрушки, которые обслуживают определенные сюжетные содержания, связанные с семьей, бытом, (куклы, игрушки-копии бытовых предметов). Другие игрушки — отражение орудий производства, меняющихся со временем, новых функциональных ролей, появляющихся в обществе.

Наряду с традиционными появляются и совершенно новые по своему содержанию игрушки, отражающие стремительный научно-технический прогресс (куклы-космонавты, роботы, электронные управляемые игрушки и пр.). И если они отвечают всем требованиям сюжетообразования, то начинают влиять на характер сюжетной игры, задавая новые сюжетные тематизмы, обновляя игровую традицию.

Публикации по теме:

«Как развивать познавательные способности у детей?» Семинар-практикум для родителей подготовительной группы с учётом ФГТ. Задачи: 1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития.

Все мы родом из детства… Все мы родом из детства… Когда-то давно, когда я была ещё школьницей, нас отправили проходить трудовую практику, вот тогда то и началась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взрослые, дети, игра.
Опубликовано: 20 января 2013 в 15:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взрослые, дети, игра.» (включая файлы) размещена пользователем ольга васильева (УИ 5047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД