Эффективные формы проведения родительских собраний в ДОУ

Ирина Соколова
Эффективные формы проведения родительских собраний в ДОУ

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей иногда существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают налаживанию взаимоотношений детский сад – семья. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.

Формы работы детского сада с семьёй разнообразны и всем педагогам хорошо известны. Среди них существует наиболее традиционная и необходимая - это родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Для того, чтобы родители пришли на собрание, важно правильно подойти к его подготовке.

Подготовка родительского собрания

1. До собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. (Тема, план собрания, продолжительность)

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Можно использовать такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания. На самом собрании родители могут выбрать лучшую работу, и победителю вручается приз, при этом нужно отметить и всех остальных участников конкурса или выставки.

Общепринято, что родительское собрание обычно состоит из нескольких частей: оргмомент, основная часть – выступление педагога или других специалистов по теме собрания и «разное».Чтобы собрание не было скучным и не интересным для родителей, мы основную часть стали разбивать на две: теоретическая и практическая.

Так, например, в 1 младшей группе проходило собрание по теме «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте», после выступления педагога, с родителями был проведён мастер - класс «Делаем вместе с детьми». Мамы и папы с удовольствием делали несложные поделки, начали придумывать и предлагать свои варианты поделок, и потом дети стали приносить поделки в группу и показывать, что они делали с мамой или папой.

Во 2 младшей группе, на собрании по организации игровой деятельности детей в домашних условиях, так же проводился мастер – класс. В первой его части воспитатель играл с родителями в словесные игры, а во второй части – изготавливали игрушки из подручных материалов. Нужно отметить, что не все родители сразу включились в игровую деятельность, но ко второй части интерес появился уже у всех.

Для родителей ребят средней группы проводилось собрание по воспитанию нравственно-патриотических чувств и во второй части проходило комплексное занятие для детей и взрослых. Родители так же отвечали на вопросы воспитателя, а потом все рисовали природу нашего края и, в итоге, была оформлена совместная выставка. Оказалось, что родителям рисовать нравится ещё больше, чем детям. С таким увлечением они рисовали и потом, как дети, любовались своими работами. Кстати именно после такого собрания родители начали приносить детям новые краски и кисти для рисования.

В старшей группе собрание «Растим маленьких патриотов» проводилось с показом слайдовой презентации и видео викториной для детей и родителей. После собрания родители благодарили педагога и говорили, что им самим было очень интересно слушать об истории Павловска и узнавать некоторые неизвестные ранее факты. А вот распознать на картинках старинные здания Павловска для некоторых было очень непросто, но тем интереснее это было.

Интересно прошло собрание в подготовительной группе «Привитие детям интереса к чтению». Здесь были семейные мини-презентации, выставка «Семейное чтение», викторина по детской художественной литературе. В подготовке принимали участие большая часть родителей и в заключении они подарили в группу порядка10 хороших детских книг.

Я привела по одному примеру проведения родительских собраний в каждой возрастной группе, но собрания проходят не один раз в год и на других использовались такие формы как круглый стол, психологический тренинг, презентация семьи, деловая игра, совместная деятельность по благоустройству группы и детского сада, семейное кафе и другие.

Подведу итог всему сказанному. Напомню, что тема моего выступления «Эффективные формы проведения родительских собраний в ДОУ». Я рассказала о тех формах, которые мы используем в процессе организации родительских собраний, и могу вас заверить, что они действительно эффективны, так как родителям стало интересно самим принимать участие, чему-то учиться не на словах, видеть результат. Они стали понимать роль воспитателя и других специалистов в детском саду, стали проявлять заинтересованность в оснащении ДОУ. К концу учебного года не просто повысилась посещаемость родительских собраний, но и, по итогам анкетирования, поднялся процент удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Анализ родительского собрания Памятка анализа родительского собрания. Задачи: 1. Определить уровень проведения родительских собраний. 2. Выявить положительные стороны,.

Совместная выставка «Создаём уют в группе вместе».Совместная выставка «Создаём уют в группе вместе». Тема по самообразованию у меня "Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Дикие животные
Автор публикации:
Эффективные формы проведения родительских собраний в ДОУ
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 20:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Стихотворение для старших дошкольников «Рыжуха-осень»
Как осенний листок подсказал тему стихотворения Рыжуха - осень * Осенний листочек влетел мне в окошко, И рыжим он был, как дворовая кошка....
Фоторепортаж о кружковых занятиях по знакомству с буквой о и звуком [O] во второй...
Букве О и звуку [O] посвящено 2 занятия. 1. Рассмотрели складовые картинки ОГУРЕЦ, КОЗА, ВОЛК, ГНОМ, ВЕДРО, ВОРОНА. 2. Определили место буквы в словах:...
Консультация для родителей: «Подъязычная уздечка»
Многих родителей интересует вопрос: как научить ребёнка произносить все звуки речи до поступления в школу? Причин возникновения речевых дефектов много и...