МААМ-картинки

Эффективные формы работы с педагогическим коллективом в рамках личностно-ориентированного образования

Елена Клеймуш
Эффективные формы работы с педагогическим коллективом в рамках личностно-ориентированного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей современным требованиям.

Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня сообществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всестороннее подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества детей, их подготовленность к обучению в школе и к жизни.

Публикация «Эффективные формы работы с педагогическим коллективом в рамках личностно-ориентированного образования» размещена в разделах

Педагогами должны называться лучшие из лучших, умеющие отстаивать свою позицию, собственные мнения и действия. Педагог учит ребенка понимать жизненные ситуации, передает ему те знания, которые сам имеет.

В нашем дошкольном образовательном учреждении основой развития профессионального взаимодействия специалистов ДОУ составляет личностно-ориентированный подход, специфика которого заключается в акценте на развитие самой личности педагога, обращенности к его внутреннему миру с еще не раскрытыми способностями и возможностями.

Методическая работа в ДОУ заключается в обучении и развитии педагогических кадров, выявлении, обобщении и распространении наиболее ценного опыта работы, а также создании методических разработок. Успех воспитания и обучения дошкольников, взаимодействие с родителями и коллегами в коллективе, качество реализации программы во многом зависят от уровня педагогического мастерства воспитателей, который определяется их квалификационной подготовкой, методической компетентностью.

Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

Основная цель методической деятельности – совершенствование работы дошкольного образовательного учреждения по актуальным проблемам. Важно использовать методы активного обучения, в процессе которых педагоги получают не готовые задания, а «добывают» их путем самостоятельного изучения литературы. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, стимулирует творческую активность педагогов.

Исходя из практического опыта работы в ДОУ, мы считаем, что одной из наиболее эффективных форм групповой работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении является КВН. Педагогический КВН позволяет :

Включить в активную деятельность всех воспитателей, узких специалистов, работающих в детском саду, и направить их на взаимное сотрудничество;

Сблизить педагогов всех возрастов и с различным педагогическим стажем;

Как и любая активная форма работы с кадрами, педагогический КВН требует организационной целенаправленной подготовки, которая включает в себя 2 этапа:

1 этап – первичная организационная работа. В первую очередь необходимо решить, сколько команд будет участвовать в мероприятии. В нашем учреждении более 20 педагогов, поэтому обычно мы формируем три команды. Далее разрабатывается сценарий (ведь грамотно написанный сценарий во многом является залогом успешного проведения КВН). Он должен содержать разнообразные задания, соответствующие теме мероприятия. Важно рассчитать регламент выполнения каждого конкурсного задания.

2 этап – подготовка к соревнованиям. Для начала до сведения каждой команды доводится, какого рода задания будут в КВН. Команды придумывают свое название, девиз, эмблему и т. д. Также педагоги знакомятся с темой домашнего задания. В помощь участникам в методическом кабинете готовится выставка методической и публицистической литературы.

Совет педагогов – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, динамика, интонация.

Совет педагогов – конференция объединяет качества совета педагогов и научной конференции. Проводится совет педагогов такой формы в виде серии коротких докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов. Тематика совета педагогов – конференция у нас в ДОУ посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носит научно-практический характер.

В нашем дошкольном учреждении большой коллектив, и все сотрудники знают друг друга, но не близки между собой. Постоянно работая в различных по составу микрогруппах, педагоги расширяют и тренируют свои умения находить рабочий контакт со знакомыми им, но недостаточно близкими сотрудниками. Благодаря работе в творческих микроколлетивах дистанция между сотрудниками уменьшается, они находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видя ее пользу для общего дела, которым занята микрогруппа.

В нашем учреждении мы ввели такую форму работы с коллективом, как тренинг. Тренинг способствует формированию команды, развитию коммуникации между сотрудниками, детьми и родителями.

Выделены методы воздействия на участников:

1. Психогимнастические упражнения (психогимнастика) – метод психологических заданий игрового характера, способствующих эффективному проведению тренинга. Психогимнастические упражнения поддерживают психический (а иногда и физический) тонус участников, необходимый для успешного проведения тренинга, они направлены на развитие активности, сплоченности, мотивации и заинтересованности членов педагогического коллектива, а также на преодоление чрезмерной агрессивности, усталости и монотонности. Подобные задания мы включаем на любом этапе тренинга, в любое методическое мероприятие с целью повышения настроения, снижения напряженности, скованности. Каждому участнику они дают опыт совместной рефлексивной деятельности.

2. Игровой метод – можно выделить ролевую игру. Ролевая игра дает возможность проявить свою индивидуальность, творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а так же лучше осмыслить нормы и правила поведения и общения. Кроме того, это помогает осознать значимость социально-психологических факторов в повседневной деятельности и общении с другими людьми, выработать умение объективно анализировать и лучше понимать свое поведение и поведение других. В тренинге ролевая игра может осуществляться как по заранее обдуманному плану, так и без него. В первом случае едет речь о сюжетной игре, во втором – о спонтанной, или импровизированной. Сюжетная игра направлена на проживание и анализ типичных проблем, с ее помощью участники обучаются новым, непривычным для себя, но эффективным моделям поведения. Игровая задача ставится заранее и обсуждается в группе. Роли распределяются по общему согласию. Спонтанная игра проводится без предварительной подготовки

3. Групповая дискуссия – она позволяет добиться следующего:

Дает возможность представление о проблеме, высвечивает ее с разных сторон, поскольку позволяет высказывать все многообразные мнения.

Уточняет взаимные позиции участников, что, во-первых, уменьшает сопротивление восприятию и пониманию новой информации и, во-вторых, обеспечивает корректировку каждым участником собственных позиций.

Сглаживает и смягчает скрытые конфликты, поскольку открытость суждений создает предпосылки для снятия эмоциональной предвзятости в оценке чужих позиций.

Совместное принятие решений актуализирует механизмы коллективной и индивидуальной ответственности, что, во-первых, повышает сплоченность группы и, во-вторых, является хорошей предпосылкой для активизации участников в последующей реализации принятых решений как собственных акций.

Также наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность и повышением творческого компонента в нашем дошкольном учреждении стали конкурсы. Конкурс – это интересное и волнующее событие в жизни каждого конкурсанта, возможность по-иному взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других. Мотивация конкурсов, проводимых в детском саду, постепенно менялась. Если вначале педагоги стремились как можно больше получить грамот, то сейчас их больше интересует содержание конкурса и возможность получить удовлетворение от творчества. Участие в конкурсах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности. Это повышает его авторитет в глазах родителей и детей.

Главные концептуальные положения, в соответствии с которыми мы организуем конкурсы, - высокий профессионализм, продуктивность, творчество педагогов.

При планировании каждого конкурса мы ориентируемся на возможности всего учреждения, уровень работы, индивидуальные особенности педагогов. Отбираются такие темы конкурсов, которые помогают педагогам расширить и углубить их знания.

Содержание и тематика конкурсов, прежде всего, зависят: от годовых задач, стоящих перед дошкольным учреждением; приоритетных направлений развития; интересов педагогов.

При подготовке и проведении конкурса мы выполняем следующие необходимые условия:

o Точно обозначаем тему конкурса;

o Разрабатываем Положение о конкурсе и заранее знакомим с ним педагогов. В Положении определены цель и задачи конкурса, сроки и место проведения, условия, перечисленный члены жюри (комиссия) и т. д. ;

o Рекомендуем педагогам специальную литературу для самостоятельного изучения;

o Знакомим всех педагогов с итогами конкурса (на Совете педагогов);

o Поощряем педагогов (морально - грамотами, благодарственными письмами, дипломами, и т. д.);

o Оформляем после конкурса выставку (поделок, фотографий, рисунков и т. д.).

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении, в которой используются различные эффективные формы работы, приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в младшей группе. В нашей группе усилиями педагогов организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей. Тёплая обстановка в группе – это.

Программа развития кадрового потенциала в ДОУ на 2013–2016 годы МБДОУ города Костромы «Детский сад №34» Пояснительная записка: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В МБДОУ города Костромы «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные формы работы с педагогическим коллективом в рамках личностно-ориентированного образования
Опубликовано: 30 января 2015 в 05:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные формы работы с педагогическим коллективом в рамках личностно-ориентированного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Клеймуш (УИ 288708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД