Получи документы

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ

Мария Никифорова
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ

Важность семейного воспитания определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ДОУ, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности общественного и семейного воспитания не используются в полной мере.

Публикация «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение всеми участниками образовательного процесса развития ребенка. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению мы строили исходя из следующих принципов:

• непрерывность;

• системность;

• индивидуальный подход;

• обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

взаимодействие всех участников в команде сопровождения.

Работа началась с совместного обсуждения целей, задач, приоритетов и планов, стоящих перед всеми участниками образовательного процесса. Формы и методы работы были самыми разнообразными: проблемные педсоветы; мозговые штурмы; регламентированные дискуссии; стимулирование личной ответственности; внутригрупповые и межгрупповые тренинги взаимодействия педагогов и родителей; тренинги педагогов, родителей и детей и т. д.

Работа проходила по четырем направлениям:

1. Работа с ребенком:

• диагностика положения ребенка в семье;

• диагностика личностных особенностей;

• индивидуальная работа с ребенком, на основе диагностики.

2. Работа с семьей:

• диагностика стиля семейного воспитания;

• диагностика взаимоотношений в семье;

• составление паспорта семьи;

• консультация по итогам диагностики семей;

• консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей;

• консультация по возникающим проблемам;

• беседы с родителями : «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста», «Проблемы воспитания дошкольников», «Психологическая атмосфера семьи»;

• групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации);

• круглый стол с презентацией семейного альбома;

• совместная творческая деятельность родителей и детей.

3. Работа с педагогами:

• консультирование по итогам диагностики детей;

• консультирование по итогам диагностики родителей и учету их социального запроса (интересов, нужд, потребностей);

• методические семинары, по проблемам: психические, физические особенности дошкольников; индивидуальный подход к воспитанию ребенка; индивидуальный и дифференцированный подход в образовании дошкольника и т. д. ;

• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей.

Содержание работы строилось по определенному алгоритму.

При поступлении ребенка в ДОУ:

1) Педагоги изучали документацию, сопровождающую поступление ребенка в ДОУ:

медицинскую карту;

психолого-педагогические характеристики от специалистов (если есть);

рекомендации по условиям обучения (воспитания) ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть).

2) Организовывали собеседование с родителями о проблемах ребенка, трудностях в его воспитании.

3) Формировали «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей по запросу родителей (старший воспитатель, воспитатель возрастной группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, логопед, проводили встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.

4) Организовывали деятельность педагогов и специалистов в адаптационный период пребывания ребенка в ДОУ (наблюдение и диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка; подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в ДОУ; определение тактики (важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).

5) Анализировали результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывали индивидуальную программу развития ребенка.

6) Организовывали сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной программы ДОУ.

7) На первом собеседовании разъясняли родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.

8) Приглашали родителей на консультации по разработке индивидуальной программы развития ребенка.

9) Согласовывали с родителями режим пребывания ребенка в ДОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.

10) Извещали родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания и другие мероприятия.

11) Анализировали «обратную связь» – мнение о ходе адаптации ребенка в ДОУ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализировали запрос семьи, привлекали внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).

Результатом нашей работы стало:

отсутствие формализма в организации работы с семьей;

увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей;

предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации и др.);

преобладание у детей положительных эмоций и проявление их в чертах характера и личности детей (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по взаимодействию с библиотекой "Организация взаимодействия библиотек и дошкольных образовательных учреждений в процессе развития дошкольников» Докладчик: Борисова Надежда.

Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями Не все семьи в полной мере могут использовать весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. В одной семье не хотят воспитывать ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 15:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД