Елена Зубкова
Эйдотехника.
▼ Скачать + Заказать документы
Среди технологий,используемых в дошкольной коррекционной педагогике для улучшения запоминания детьми стихов, более распространена мнемотехника. Эйдотехника используется достаточно редко. Но для категории детей,которых по нейрофизиологическому типу можно отнести к правополушарникам и имеющих при этом зрительную модальность,выбор данной технологии более целесообразен. Таким детям свойственно образное мышление,они рисуют в своем воображении картины,чтобы представить события или объекты. описываемые в стихах. Правополушарники сначала схватывают суть изложенного, а потом анализируют от общего в частному. Дошкольники,не умеющие ещ читать,не имеют возможности запомнить текст зрительно. Слуховое восприятие,как и слуховая память развиты у них хуже. Поэтому для такой категории детей больше подойдет эйдотехника- образное запоминание.
Публикация «Эйдотехника,» размещена в разделах
Предложите ребенку для заучивания стихотворения после его первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем предложите изобразить это на листе бумаги. Рисунок у таких детей, как правило, цветной,со множеством деталей,в отличие от схематичных или символических рисунков. используемых в мнемотехнике и символическом моделировании. Безусловно, при первом опыте исползования данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера. Например:
Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы,
Выше мамы.
Достает до потолка.
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.
Е. Ильина.
Потом можно будет выбрать стихи, в которых на первый план выходит предикативность. Например:
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков.
А уже на следующем этапе можно предложить для заучивания стихи, в которых есть трансформация событий. Например:
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает. разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонися он к окошку.
И, едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
С. Коган
По такому же принципу можно заучивать и скороговорки. Например:
Сидит поп на копне.
Колпак на попе.
Копна под попом.
Поп под колпаком.
Используя мнемотехнику. мы предложили бы ребенку придумать таблицу пиктограмм. Но ребенку с образным мышлением символы, как атрибуты знаковой системы,не так подходят, как целостная картина. Перед заучиванием скороговорки проведем беседу,расскажем о том, кто такой поп,напомним сказку А. С. Пушкина "О попе и работнике его Балде",покажем иллюстрации, а затем попросим представить, о чем говорилось в скороговорке и нарисовать. Далее перейдем к повторению.
Таким образом,технология, которой восхищался А. Р. Лурия,описывая уникальные возможности ее использования взрослыми,вполне может применяться в дошкольной логопедии и дефектологии.