Юлия Глинская
Консультация «Экологическая культура дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
По секрету всему свету хочу поделиться, как приобщить родителей к воспитанию в детях доброты и любви к природе, ко всему живому в мире.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.
[/b]
Публикация «Консультация „Экологическая культура дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Задача ДОО – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, культурного и эстетического.
(Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
В начале года мы провели в нашей группе анкетирование, направленное на выявление отношения семьи к экологическому воспитанию детей дома и в детском саду. Выяснилось, что большинство родителей считают, что они недостаточно, информированы данной проблемой воспитания, но готовы вместе с детским садом работать в данном направлении. Меньше родителей считают, что безусловно должна проводиться по экологическому воспитанию детей, но назвать эту работу важнейшей они не могут. Оставшиеся активно работают в семье над положительным отношением ребёнка к природе, считают неотъемлемой частью воспитания.
Нашей задачей стало не только приобщить детей к защите природы и открыть для них удивительный мир, но и проинформировать родителей, привлечь их работать с детьми в данном направлении.
Для решения этих проблем, мы выбрали более подходящие формы работы: как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, экологические акции, мастер-классы, проекты). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Работу проводим в двух направлениях:
• Педагог – родитель;
• Педагог-ребёнок-родитель.
. В нашей группе есть уголок природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения детей с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщаем детей к регулярному труду.
На собраниях, в виде круглых столов «Зелёный мир», «Чистая планета» мы старались выслушать родителей, которые активно работают с детьми по формированию экологического воспитания дома, выяснить как они с детьми на прогулках, походах заостряют внимание на явлениях природы и почему для них это важно. Тем самым, мы предполагали, что остальные родители прислушаются к их мнению, узнают что-то новое для себя.
Родители активно участвуют в экологических акциях : «Подари книгу библиотеке». (14 февраля отмечается Международный День книгодарения). «Вторая жизнь вещей», - «Каждой пичужке – своя кормушка», где мы предложили сделать именно экологическую кормушку, т. е. из толстого картона или деревянных дощечек. Готовые кормушки вывешивали вместе с детьми на улице, привязывая к веткам деревьев. Если ветер сорвет такую кормушку, то она не засоряет природу, потому что картон размокает, а дерево сгниет очень быстро в отличие от пластиковых бутылок.
Также родители принимали участие в акции «Сохраним живую ёлочку». Дети, совместно с нами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели, сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, распространяли листовки с обращениями – призывами.
Мы разработали систему консультаций, посвященные экологическому воспитанию, которая включает в себя полноценный спектр информации, доступный как для родителей, так и для детей дошкольного возраста. На каждую неделю мы определяем тему экологической проблемы, которую совместно с родителями и детьми пытаемся выявить и решить. Например, «Неделя воздуха», «Неделя воды». В эту неделю входит следующая работа:
1. Наглядная консультация (брошюры, буклеты, оформление родительского уголка). Это такие брошюры как «О пользе воды», «Вода может быть опасной», «Живая вода».
2. Предлагаем провести эксперименты с водой дома и оформить дневник наблюдения. В дальнейшем с детьми мы сравниваем результаты и делимся впечатлениями.
3. Проводим развлечение с детьми «Капелька», цели которого показать, как важно беречь и охранять воду.
4. День здоровья — консультации и беседы («Будем пить чистую воду», «Для чего нам вода?») о пользе воды и какой вред может нанести испорченная вода.
Организуем выставки, конкурсы: «Что нам осень принесла», ««Цветочные фантазии», «Выставка поделок из природного материала», оформление альбомов «Мое любимое дерево», «Первоцветы».
В нашем детском саду проведены проекты экологического содержания : - «Мои друзья – дождевые черви» - «Маленькие огородники» - «Дерево нашего участка» - «Елочка – колкая иголочка» - «Рябина кудрявая» - «Береза» - «Золотистый клен» - «Люблю березку русскую». Которые дают новые темы для разговоров и совместной деятельности с родителями.
Детям и их родителям было предложено оформить коллаж «Кто, кроме людей, живет в городе Гурьевске?» который включает в себя защиту птиц, насекомых и животных от вредителей. Родители оформляют плакаты, книжки-малышки, атрибуты к дидактическим, сюжетно-ролевым играм, различные поделки.
Интересно также проходят такие формы работы по экологическому направлению как сезонные праздники: «Золотая осень», «Здравствуй, зимушка-зима», «День Земли», которые развивают у детей интерес к окружающему миру, ответственность за мир животных и растений, за свое здоровье, знакомят детей с правилами поведения в природе.
В нашем детском саду проходят различные Мастер-классы «Использование природного и бросового материала в интерьере» : «Вторая жизнь журналов и газет»; «Чудо-соль», «Изготовление и экспериментирование с разными материалами для лепки»; «Здоровый педагог — здоровые дети!».
Совместно с родителями были разработаны буклеты экологического содержания «Опасный костёр или почему нельзя поджигать траву весной», «Кормушки для птиц своими руками», «Простые экологические советы».
Также с 2016 г. выпускается экологическая газета «Эковек» для родителей, которая носит познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.
Таким образом, можно сказать, что основы системы экологического образования в ДОО заложены. Теперь наша задача совершенствовать и развивать этот процесс с более активным привлечением и просвещением родителей на этом пути.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:
Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? ( В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например:
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
• Дайте оценку этому поступку.
• Как бы Вы поступили?
• Что надо делать, когда встречаете птиц?
• Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
• Надо ли помогать птицам? Как?
• Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношение к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребёнка.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбки, растения?
2. Как относится ребёнок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, уход)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным?
1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребёнок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребёнка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребёнка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребёнок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.
Ещё одна формы работы с родителями – Консультации. Например, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (приложение№2, №3). Организовать выставку книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Провести анкетирование родителей на использование художественной литературы в семье «Книга в семье».
Консультация «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений». Ее можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например:
• Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).
• Назови растение и расскажи, какого ухода оно требует?
• Придумай нежные слова своему растению.
После ухода детей воспитатель родителям:
• Рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их.
• Дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома.
• Советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел; если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяются и отношение к человеку.
Таким образом, можно сказать, что основы системы экологического образования в ДОУ заложены. Теперь наша задача совершенствовать и развивать этот процесс с более активным привлечением и просвещением ро- дителей на этом пути.