Папки-передвижки

Консультация «Экологическая культура дошкольников»

Юлия Глинская
Консультация «Экологическая культура дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

По секрету всему свету хочу поделиться, как приобщить родителей к воспитанию в детях доброты и любви к природе, ко всему живому в мире.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.

[/b]

Публикация «Консультация „Экологическая культура дошкольников“» размещена в разделах

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Задача ДОО – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, культурного и эстетического.

(Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

В начале года мы провели в нашей группе анкетирование, направленное на выявление отношения семьи к экологическому воспитанию детей дома и в детском саду. Выяснилось, что большинство родителей считают, что они недостаточно, информированы данной проблемой воспитания, но готовы вместе с детским садом работать в данном направлении. Меньше родителей считают, что безусловно должна проводиться по экологическому воспитанию детей, но назвать эту работу важнейшей они не могут. Оставшиеся активно работают в семье над положительным отношением ребёнка к природе, считают неотъемлемой частью воспитания.

Нашей задачей стало не только приобщить детей к защите природы и открыть для них удивительный мир, но и проинформировать родителей, привлечь их работать с детьми в данном направлении.

Для решения этих проблем, мы выбрали более подходящие формы работы: как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, экологические акции, мастер-классы, проекты). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Работу проводим в двух направлениях:

• Педагог – родитель;

• Педагог-ребёнок-родитель.

. В нашей группе есть уголок природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения детей с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщаем детей к регулярному труду.

На собраниях, в виде круглых столов «Зелёный мир», «Чистая планета» мы старались выслушать родителей, которые активно работают с детьми по формированию экологического воспитания дома, выяснить как они с детьми на прогулках, походах заостряют внимание на явлениях природы и почему для них это важно. Тем самым, мы предполагали, что остальные родители прислушаются к их мнению, узнают что-то новое для себя.

Родители активно участвуют в экологических акциях : «Подари книгу библиотеке». (14 февраля отмечается Международный День книгодарения). «Вторая жизнь вещей», - «Каждой пичужке – своя кормушка», где мы предложили сделать именно экологическую кормушку, т. е. из толстого картона или деревянных дощечек. Готовые кормушки вывешивали вместе с детьми на улице, привязывая к веткам деревьев. Если ветер сорвет такую кормушку, то она не засоряет природу, потому что картон размокает, а дерево сгниет очень быстро в отличие от пластиковых бутылок.

Также родители принимали участие в акции «Сохраним живую ёлочку». Дети, совместно с нами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели, сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, распространяли листовки с обращениями – призывами.

Мы разработали систему консультаций, посвященные экологическому воспитанию, которая включает в себя полноценный спектр информации, доступный как для родителей, так и для детей дошкольного возраста. На каждую неделю мы определяем тему экологической проблемы, которую совместно с родителями и детьми пытаемся выявить и решить. Например, «Неделя воздуха», «Неделя воды». В эту неделю входит следующая работа:

1. Наглядная консультация (брошюры, буклеты, оформление родительского уголка). Это такие брошюры как «О пользе воды», «Вода может быть опасной», «Живая вода».

2. Предлагаем провести эксперименты с водой дома и оформить дневник наблюдения. В дальнейшем с детьми мы сравниваем результаты и делимся впечатлениями.

3. Проводим развлечение с детьми «Капелька», цели которого показать, как важно беречь и охранять воду.

4. День здоровья — консультации и беседы («Будем пить чистую воду», «Для чего нам вода?») о пользе воды и какой вред может нанести испорченная вода.

Организуем выставки, конкурсы: «Что нам осень принесла», ««Цветочные фантазии», «Выставка поделок из природного материала», оформление альбомов «Мое любимое дерево», «Первоцветы».

В нашем детском саду проведены проекты экологического содержания : - «Мои друзья – дождевые черви» - «Маленькие огородники» - «Дерево нашего участка» - «Елочка – колкая иголочка» - «Рябина кудрявая» - «Береза» - «Золотистый клен» - «Люблю березку русскую». Которые дают новые темы для разговоров и совместной деятельности с родителями.

Детям и их родителям было предложено оформить коллаж «Кто, кроме людей, живет в городе Гурьевске?» который включает в себя защиту птиц, насекомых и животных от вредителей. Родители оформляют плакаты, книжки-малышки, атрибуты к дидактическим, сюжетно-ролевым играм, различные поделки.

Интересно также проходят такие формы работы по экологическому направлению как сезонные праздники: «Золотая осень», «Здравствуй, зимушка-зима», «День Земли», которые развивают у детей интерес к окружающему миру, ответственность за мир животных и растений, за свое здоровье, знакомят детей с правилами поведения в природе.

В нашем детском саду проходят различные Мастер-классы «Использование природного и бросового материала в интерьере» : «Вторая жизнь журналов и газет»; «Чудо-соль», «Изготовление и экспериментирование с разными материалами для лепки»; «Здоровый педагог — здоровые дети!».

Совместно с родителями были разработаны буклеты экологического содержания «Опасный костёр или почему нельзя поджигать траву весной», «Кормушки для птиц своими руками», «Простые экологические советы».

Также с 2016 г. выпускается экологическая газета «Эковек» для родителей, которая носит познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.

Таким образом, можно сказать, что основы системы экологического образования в ДОО заложены. Теперь наша задача совершенствовать и развивать этот процесс с более активным привлечением и просвещением родителей на этом пути.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:

Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? ( В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например:

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

• Дайте оценку этому поступку.

• Как бы Вы поступили?

• Что надо делать, когда встречаете птиц?

• Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

• Надо ли помогать птицам? Как?

• Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношение к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребёнка.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Начать можно с прослушивания записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Имеются ли дома птицы, рыбки, растения?

2. Как относится ребёнок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, уход)

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным?

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребёнок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребёнка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребёнка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребёнок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату).

2. Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.

Ещё одна формы работы с родителями – Консультации. Например, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (приложение№2, №3). Организовать выставку книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Провести анкетирование родителей на использование художественной литературы в семье «Книга в семье».

Консультация «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений». Ее можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например:

• Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).

• Назови растение и расскажи, какого ухода оно требует?

• Придумай нежные слова своему растению.

После ухода детей воспитатель родителям:

• Рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их.

• Дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома.

• Советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел; если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяются и отношение к человеку.

Таким образом, можно сказать, что основы системы экологического образования в ДОУ заложены. Теперь наша задача совершенствовать и развивать этот процесс с более активным привлечением и просвещением ро- дителей на этом пути.

Публикации по теме:

Экологическая беседа к всемирному Дню океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольниковЭкологическая беседа к всемирному Дню океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольников Задачи: -расширить знания об экосистеме «Море»; -уточнить представления о значении моря в жизни человека оздоровительном, эстетическом,.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ»Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ» Прежде всего нужно знать, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Для того чтобы этот волшебный утренник.

Консультация для воспитателей «Экологическая акция в ДОУ «Покормите птиц зимой!»Консультация для воспитателей «Экологическая акция в ДОУ «Покормите птиц зимой!» .

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Экологическая игра для дошкольников старшего возраста «Любопытное солнышко»Экологическая игра для дошкольников старшего возраста «Любопытное солнышко» .

Экологическая консультация для родителей «Учите детей любить природу!»Экологическая консультация для родителей «Учите детей любить природу!» Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают.

Экологическая сказка-инсценировка «Лесная сказка» для старших дошкольников Лесная опушка. Избушка старичка - лесовичка АУ, неподалёку лесное озеро, выходит ведущая Вед: На лесной опушке, в маленькой избушке Жил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экологическая культура дошкольников»
Опубликовано: 18 мая 2020 в 17:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Экологическая культура дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Глинская (УИ 788073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД