МААМ-картинки

Экологический проект «Цветочные часы»

Клара Байбикова
Экологический проект «Цветочные часы»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность выбора темы

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом которого должна быть не столь обученность (информированность) детей, сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Публикация «Экологический проект „Цветочные часы“» размещена в разделах

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологического проекта. Он позволяет прежде всего, решению поставленных задач в процессе практической и исследовательской деятельности, он способствует формированию экологически грамотной личности, оказывает оздоровительное влияние. Проект «Цветы круглый год» разрабатывался мной на основе интегрированного подхода.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Цветы круглый год» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель проекта :

• обогащение знаний дошкольников о цветах;

• развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Задачи:

1) Создать материально – техническую базу для проектной деятельности.

• Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

• Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.

• Подобрать методы педагогической диагностики с учетом особенностей развития детей. В процессе диагностики детей выявить уровень развития творческих способностей детей, степень развития изобразительных навыков.

• Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.

• Разработать циклы игр-занятий по развитию творческих способностей детей, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование, а также включались разнообразные материалы, нетрадиционные техники.

• Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

• Создать условия для развития художественно-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей через изобразительную деятельность;

• Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.

• Разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по организации занятий по изобразительной деятельности.

2) Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:

• экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

• самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

• развивать художественный вкус.

3) Совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы:

• самостоятельный поиск нужного решения;

• умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

• умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;

• поддерживать инициативу и самостоятельность;

4) Активизировать речь и речевое общение:

• развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;

• поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;

• развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;

5) Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;

6) Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

Тип проекта – образовательный, творческий.

По содержанию – детское творчество.

По составу участников – детско-взрослый.

Внутри МДОУ – участвуют дети -дошкольники старших групп.

Гипотеза образовательного проекта.

В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшаться качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы, повысится уровень знаний о процессах роста и развития растений, а также повыситься уровень речевого развития.

Критерии:

• умение детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

• умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;

• умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;

• умение детей использовать различные нетрадиционные техники и технологии;

• умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;

• коммуникативные навыки, толерантность, партнерские отношения.

Методы:

Диагностика: «Развитие творческих способностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительной деятельностью»; «Уровень познавательных возможностей детей»

• наблюдения за самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей;

• практические навыки по уходу за растениями;

• сравнение;

• анализ;

• прогнозирование результатов;

• анкетирование родителей.

• обобщение опыта работы.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Условия:

Материальные:

наличие семян, грунта, емкостей для рассады, оборудования по уходу за растениями: лейки, рыхлители, фартучки, резиновые перчатки

Педагогические:

наличие загадок, стихов, дидактических и пальчиковых игр; экологические сказки, иллюстрации, альбомы, открытки.

I этап. Подготовительный.

беседы: «Труд садовода», «Когда цветут цветы»

• рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов

чтение художественной литературы: «Золотой луг» М. Пришвин, «Желтый, белый и лиловый» Н. Павлова, «В живой комнатке» Н. Павлова

• заучивание стихов и загадок о цветах

II этап. Содержание проекта.

игры: «Собери цветок», «Что сначала, что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний»

занятия: ознакомление с окружающим «Первоцветы»

Художественная деятельность: рисование тема: «Весенние цветы», «Нарисуй букет»;

Лепка тема: «Красивый цветок»;

Экология : «Сравнение герани с фиалкой»

Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?», «посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, ведение дневника наблюдений).

III этап. Итог.

• развлечение с участием воспитателей, родителей и детей: «Праздник цветов»

Работа с родителями:

родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас»,

создание макета «Цветочные часы»

В рамках проекта будет проводиться акция «Цветочный сад»

Составление паспортов комнатных растений.

Проведение мастер - класса по изготовлению цветочных композиций из бросового материала

Прогнозируемый результат проектной деятельности :

для педагога:

повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих, познавательных и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.

для детей:

развитие познавательных и экологических навыков детей;

развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;

способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);

приобщение к миру искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;

развитие «чувства инициативы»;

умение работать в группе активно, сообща;

умение самостоятельно искать нужное решение;

умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

для родителей:

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

экологическое отношение к окружающему;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Заключение

Образовательный проект «Цветы круглый год» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, практической, познавательной и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Педагогами ДОУ широко востребован опыт работы, который позволяет им наиболее эффективно планировать работу, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, что в свою очередь, усиливает познавательно-развивающий компонент педагогического процесса в целом, а также способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между всеми участниками педагогического сообщества.

Продукты проектной деятельности :

• панно-коллаж «Цветочная поляна»;

творческие мини-выставки: «Осеннее лукошко», «Любимые цветы», «Волшебное царство луга», «Весна стучится в окна», «В подводном царстве Русалочки», «Путешествие к звёздам» и др. ; «Зимний букет»

• творческая выставка «Твори, выдумывай, пробуй!»

литературно-музыкальные и поэтические вечера: «Мир цветов», «Разговор цветов», «Весеннее настроение».

• паспорта комнатных растений.

• макет «Цветочные часы».

• проведение мастер - класса по изготовлению цветочных композиций из бросового материала

ЛИТЕРАТУРА

Программа развития и воспитания детей в детском саду

В. И. Логинова, Т. И. Бабаев а, Н. А. Ножкина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцова, /Н. Н. Кондратьева], О. И. Сомкова, Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман

Экологическая работа в детском саду. В. Н. Чернякова Издательство: Сфера, 2010 г.

Методика работы с детьми по экологическому воспитанию.

Л. Молодова. Пособие для воспитателей ДОУ и учителей начальной школы.

Программа воспитания и обучения в детском саду.

Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Методика экологического воспитания в детском саду

Николаева С. Н.

Юный эколог : Программа экологического воспитания в детском саду.

Светлана Николаева

СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

1. Общественная оценка:

• экспресс-опрос воспитателей и родителей;

• анкетирование;

• творческий отчёт.

2. Муниципальное сообщество:

• представление результатов опыта работы по проекту

на различных профессиональных объединениях.

3. Корпоративное сообщество:

• открытый просмотр процесса;

• скрининговое исследование;

• изучение психолого-педагогической диагностики;

• методическое обеспечение.

4. Перспектива в оценке:

Внедрение режимного момента как средства речевого, социально-коммуникативного и эстетического развития в ДОУ района.

Публикации по теме:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей».«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей». В концепции дошкольного образования говориться о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника.

Использование ТРИЗ педагогики в развитии речи дошкольников. В своей работе я использую методику ТРИЗ, которая очень интересна, как детям, так и взрослым!Каждый раз на занятиях, мы узнаём что-то новое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Цветочные часы»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 20:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Цветочные часы»» (включая файлы) размещена пользователем Клара Байбикова (УИ 105855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД